Пенять на телевидение стало хорошим тоном. Как у почвенников, так и у западников. Первые вменяют в вину российскому ТВ пивной алкоголизм, отраву зарубежного кино, уличную преступность, разрушение моральных ценностей и т.д. Последние - насаждение и пропаганду имперских ценностей, сталинизма, авторитаризма. Борис Немцов на минувшем ток-шоу "К барьеру!" обвинил Михаила Леонтьева и государственные телеканалы в прямом зомбировании российского населения, результаты которого телезрители негосударственного телеканала тут же почувствовали на себе.
Все мы немножечко зомби
Что интересно: едва Владимир Соловьев пригласил к барьеру обоих дуэлянтов и дал команду "стреляться", как очки стремительно стал набирать именно Леонтьев, хотя он не произнес еще ни одного слова, а "палил" длинной очередью в этот момент его соперник Борис Немцов.
К концу передачи преимущество первого стало троекратным, из чего можно было бы сделать вывод о какой-то невероятной гипнотической способности Михаила Леонтьева. Словно он не журналист, а экстрасенс, политический Кашпировский.
Мыслящие люди, впрочем, объясняют торжество этого дуэлянта тем, что он берет аудиторию горлом. Глубоко мыслящие люди видят причину его успеха в том, что агрессивная пропаганда на первой и второй кнопках сделала свое дело, взрыхлила почву, на которую слово, замолвленное за империю, упав, дает мгновенную антидемократическую отдачу.
Обе мотивировки не до конца убедительны. Какое луженое горло у В.В.Ж., а все последние интерактивы на ток-шоу он безнадежно проиграл. Что же касается роли ТВ, то слухи о его всесилии несколько преувеличены. И всякий раз они многократно преумножаются проигравшей стороной. Хотя противоречащих им фактов уже довольно. Один из самых впечатляющих - американские выборы. Мы знаем, что телевизор оказался на стороне соперника Буша, что большинство печатных СМИ сознательно отдали ему свое предпочтение. В пользу Керри была раскручена грандиозная пропагандистская акция - сначала скандал с запретом на показ публицистического фильма Майкла Мура "Фаренгейт 9/11", а затем и его триумфальный прокат. На его стороне была практически вся интеллектуальная элита Америки и весь Старый Свет. А победителем вышел все-таки Буш.
Всем клише не хватит
Стереотипы - такое же удобство в интеллектуальной жизни, как эскалаторы и лифты в быту, - они освобождают человека от чрезвычайных физических и умственных затрат. Проблема, однако, в том, что не все пригорки и подъемы на земле оборудованы самодвижущимися лестницами. А потом, на все случаи жизни предрассудками и клише не запасешься. Возможно, поэтому Нине Андреевой, той самой, что взяла себе за правило не поступаться принципами и стереотипами, приходится после каждой серии "Детей Арбата" залезать в ванну и отмываться от прилипшей к ней во время просмотра грязи. Об этом мы узнали по телемосту из Питера в программе "Пять вечеров".
Для этой дамы что "Дети Арбата", что "Московская сага" - провокация против правды о Сталине, о социализме.
Для дам, стоящих на противоположной идеологической позиции и глубоко мыслящих, оба сериала - источники и сертификаты исторической реальности. Подняться без лифта до мысли о том, что история пишется не беллетристами, а летописцами, ни та, ни другая сторона не в состоянии.
Либеральная критика так же тупо, до утилитарности, политизирована, как и антилиберальная. Получается, что "Дети Арбата" либо навет на славное прошлое, либо удостоверение его подлинности.
Подумать о том, что прошлое для художника - не самоценный предмет, а всего лишь оптика, посредством которой он рассматривает собственные и общественные умонастроения, через которую он их преломляет, почему-то не получается.
Они как герои горьковской ночлежки. Барон кричит: "Было! Было!" Настя ему зло: "Не было! Не было!" Одни: "Караул! Сталина оболгали!" Другие: "Ужас! Сталин восстал из гроба!"
Ну покричали. Ну поистериковали. И что дальше?
Как посмотреть, как сравнить...
Пока "Дети Арбата" шли на Первом, на соседнем телеканале (НТВ) стартовал и уже финишировал сериал "Только ты...", продюсированный известными кинематографистами Ираклием Квирикадзе и Денисом Евстигнеевым, поставленный серьезным режиссером Наной Джорджадзе. Сосуществование в эфире двух киносозданий, конечно же, случайно, но оно оказалось символичным. Я не сравниваю их драматургию, режиссуру, изображение; я сопоставляю их замыслы и смыслы. Они играют один на фоне другого.
Варя Иванова и ее ровесники из арбатских двориков и переулков стиснуты, сдавлены правилами и обстоятельствами режимной зоны. Истории этих мальчиков и девочек - это истории их зависимости от власти, которая одних сломала и раздавила, других развратила, а с третьими ничего не смогла поделать. Жестокое было время. Но ведь нынешнее тоже испытание для идеалистов.
У деловой блондинки Лизы и ее сверстников нет проблем во взаимоотношениях с административными верхами. Идеология, что называется, не властна над ними. Но проблема остаться человеком в условиях рыночной демократии есть. Коммерческий карьеризм, судя по сериалу, способен деформировать гражданина не меньше, чем карьеризм политический. А коммерческая власть - штука такая же лакомая, как и власть политическая.
Конечно, создатели сериала "Только ты..." пощадили свою героиню и наши оптимистические воззрения. Так... строго предупредили бизнесовую публику и офисных служащих: мол, не все решают деньги, в том числе и большие деньги, мол, берегите человечность смолоду.
А авторы "Детей Арбата" подвели нас если не к бездне, то к краю довольно глубокой ямы.
...Вниманию тех, кто интересуется, почему Сталин (артист Максим Суханов) в этом фильме такой одомашненный, с шерстяным платком на плечах и, можно сказать, комфортный, почти уютный? Он наслаждается властью не просто над огромной страной в целом, но над каждым человеком в отдельности. Он смакует удовольствие своего душегубства. Потому не сразу убивает человека, а отпускает его на свободу на некоторое время, ободрив улыбкой, шуткой, назначением. Так разрешают рождественской индейке нагулять жирок перед тем, как быть поданной на стол и с аппетитом съеденной...
Сравнивая переплеты, в которые попадал человек тогда, с сегодняшними, ясно видишь существенные различия. Тогда была четкая грань между достоинством и унижением, между порядочностью и подлостью. Четкая, как линия фронта на войне. Другое дело, что те, кто не желал ее видеть, не видел, в чем им помогали вбитые в голову, как гвозди, стереотипы и клише революционного правосознания.
Сейчас мир. Возможно, худой. Но он сложнее, чем мир войны, каковым до известной степени и было наше советское прошлое. Сложность в том, что нет на всех одной линии фронта. А вышедшие "К барьеру" Немцов и Леонтьев живут и взаимодействуют по законам военного времени. Им так удобнее и просто привычнее.
Они все трудятся считать кумушек, кумовьев, административные ресурсы, врагов России и не догадываются на себя оборотиться.