Итак, Думу будут выбирать по партийным спискам.
Я был противником этого закона, исходя из простого принципа: от добра добра не ищут. Худо ли, хорошо ли, но по старому закону Дума работала больше 10 лет и, как мне казалось (кажется и сейчас), совсем не с депутатами-одномандатниками были связаны те глупости парламента, которые мы, журналисты, с удовольствием смаковали.
Однако что спорить с закрытой дверью! Закон принят - значит, принят. Посмотрим, какими могут быть последствия.
Сам по себе этот закон - лишь инструмент. Но в этом инструменте есть определенный шанс и определенная опасность.
Вначале об опасности. Избиратель в огромной своей массе по-прежнему видит в депутате "ходока в Кремль". Ваньки Жуковы, которых среди самых верных избирателей - провинциальных старух - немереное число, плохо запоминают названия партий, но знают живое человеческое имя своего депутата. "В Думу, дядюшке, Константину Макаровичу". Константин Макарыча не заменишь никакой "республиканско-патриотическо-прогрессистской партией".
Однако момент психологического отчуждения вполне преодолим. Просто на участке должны висеть не только центральные и региональные списки разных партий и сиять лики вождей, но и должны быть лица и имена тех КОНКРЕТНЫХ КАНДИДАТОВ от разных партий, которых выбирают, голосуя в данном округе. Не все избиратели готовы различать цвет партийных "лесок", многие по-прежнему "клюют на живца".
Вместе с тем новый закон в принципе дает российской публичной политике некоторый шанс выйти из летаргического сна, в котором она находится.
Прежде всего надо быть справедливыми. Если считать, что единственная цель Кремля - обеспечить полную и возможно более легкую управляемость Думой, то чисто партийный парламент создавать ни к чему. Ведь общеизвестно, что подавляющее большинство одномандатников или входят в ЕР, или уж как минимум голосуют "как надо". Таким образом, осушая "парламентское болото", власть не облегчает, а скорее осложняет себе жизнь.
Но похоже, что не только общество, но и сама власть чувствует "политическое кислородное голодание". Никакой частокол "вертикалей" не заменит живой лес политической жизни. А один из очевидных способов оживить политику, начать восстанавливать почти полностью разрушенную "обратную связь" между властью и обществом - усиление политических партий.
Новый закон о выборах только по партспискам (да еще в сочетании с законами о партиях и об Общественной палате) - демонстративная попытка усилить влияние партий в политической жизни. Партии становятся более влиятельными, олигархическим группам будет куда труднее их контролировать, да, честно говоря, они и поостерегутся сегодня играть в такие игры.
С другой стороны, в реальной сегодняшней ситуации абсолютно очевидно, что крупная партия практически не может быть независимой от власти.
В итоге возникает проект "управляемой партийно-парламентской структуры", но при этом все же менее управляемой и более "мускулистой", чем та система, которая фактически сложилась сегодня.
Любопытно, что все эти идеи прорабатывались задолго до того, как "украинский петух клюнул".
После этих событий на все лады повторяется вопрос: возможно ли в России то, что случилось на Украине (или даже резче - сможет ли власть в России избежать украинского сценария)? И как власти решить свои проблемы: с одной стороны не закупоривать политический процесс (хотя бы потому что закупоренное рискует взорваться), не сводить его к чисто виртуальным играм, а с другой стороны - все же "контролировать процесс".
Один из возможных механизмов накопления социальной энергии/выпускания пара - через политические партии.
Так обстоит дело в теории.
На практике же картина следующая.
Сегодня в Думе, как известно, представлено 4 партии - ЕР, КПРФ, ЛДПР, "Родина". Причем если пересчитать результаты-2003 в соответствии с законом о выборах только по партийным спискам, картина Думы была бы не та, что сегодня. Если провести пересчет по новым правилам, то ЕР имела бы не 68% депутатов, как сейчас, а около 54%, КПРФ - не 10,7%, а 18%, ЛДПР - не 7,6 %, а 16,3%, "Родина" - не 8,7%, а около 12%.
Мне кажется, итоги выборов-2003 можно в какой-то мере экстраполировать на выборы 2007 года.
Во-первых, все эти партии в 2003-м переступили не только через 5%, но и через 7-процентный барьер, т.е. даже по новому закону попали бы в Думу.
Во-вторых, их ближайшие соперники, те, кто в 2003-м подошли к 5% ("Яблоко", СПС, не говоря уж о "партии пенсионеров"), с тех пор только теряют и теряют. Ни у кого из них сегодня нет шансов улучшить свой результат-2003, тем более набрать 7%. А их объединение по-прежнему кажется утопией.
В-третьих, по нашей традиции новые партии-победительницы создаются по воле начальства ровно в год выборов. Но как раз новый закон значительно затрудняет такой вертикальный взлет "партий одноразового пользования".
Так что пасьянс-2007 логично раскладывать из тех 4 партий, которые сидят в Думе сегодня.
Как же может в такой ситуации сложиться их судьба?
Бесспорно, левонационалистические настроения сегодня как минимум ничуть не слабее, чем в 2003-м. История с Украиной еще посыплет эти настроения солью "имперской обиды" - чтоб злее были. Что касается продавцов левопатриотических слов, то партия "имени КПРФ" ветшает на глазах, а "Родина", наоборот, так же наглядно растет, у коммунистов драйва нет, а у Рогозина и Ко - есть. Что касается ЛДПР, то поскольку это, собственно, "партия на двух ногах", и это ноги лихого танцора, угадать, какие кренделя выпишут "либеральные демократы", как всегда, сложно.
А что же ЕР? Конечно, она обречена платить по счетам "правящей партии", что, понятно, резко осложнит предвыборную борьбу. Но любая потеря голосов при подсчете по новому закону подводит ЕР к "опасной грани" 50% мест в Думе, что никак не может устроить ни власть, ни правящую партию.
Какой станет предвыборная стратегия ЕР - гадать за 3 года до выборов смешно. Но одно предположить можно.
Сегодня ЕР - объективно самая правая партия, представленная в Думе. Похоже, что так может быть и по итогам выборов-2007. Правый электорат при этом достаточно велик - так, за СПС, "Яблоко", более мелкие партии этого лагеря в 2003-м проголосовали около 10% избирателей. Похоже, что в этой "правой чаще" и лежит "зона ближайшего развития" ЕР.
Причин тут две. Во-первых, отбить левый протестный электорат у своих конкурентов партии власти будет почти невозможно. Во-вторых, правый избиратель, если к 2007 году не сложится новая мощная партия, попадает в ситуацию, когда реально ему голосовать просто не за кого - у СПС и "Яблока" шансов, повторяю, почти нет. Но это не значит, что такой избиратель, задрав штаны, помчится за ЕР. Ничуть не бывало! Он - человек балованный и часто даже "идейный". Может вообще не пойти на выборы, может ностальгически отдать голос своей привычной партии, а может взять, да и проголосовать и "За Родину, за Рогозина"! С другой стороны, объективные условия, сближающие "бесхозных правых" с ЕР, существуют. Поэтому можно предположить, что "правый проект для ЕР" может стать одной из "голубых фишек" избирательного рынка-2007.