Немец турецкого происхождения стал лучшим режиссером Европы

Эта история злоключений эмигрантов, которые пытаются сохранить приверженность мусульманским законам в чужой стране со свободными нравами, уже растрогала жюри Берлинского кинофестиваля, вручивших ее автору "Золотого медведя". Она вызвала и скандал, потому что несчастную девушку, затурканную строгими предками, сыграла известная натурщица порнографических лент Зибель Кекилли. Но это даже подогрело коммерческий успех фильма, тем более что число турков, проживающих в Германии, уже превысило 2 миллиона, и для них картина весьма актуальна. Теперь уроженец турецких кварталов Гамбурга Фатих Акин признан также лучшим режиссером 2004 года в категории "Народный выбор", где в режиме он-лайн могут голосовать все желающие.

На премии европейского "Оскара" претендовали 44 фильма, среди которых "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского и "Свои" Дмитрия Месхиева. В номинацию "Лучший актер" попал украинский актер Богдан Ступка ("Свои"), а на приз Фассбиндера "Открытие" номинировалась дебютная лента Марины Разбежкиной "Время жатвы". В первой номинации победил испанец Хавьер Бардем, сыгравший парализованного героя в фильме "Внутреннее море", а во второй - молодые итальянцы Андреа и Антонио Фацци с фильмом "Украденное детство".

В номинации "Лучшая актриса" верх взяла англичанка Амельда Стонтон в фильме "Вера Дрэйк" ("РГ" о нем писала в репортажах с Венецианского фестиваля, где Амельда Стонтон также была признана лучшей исполнительницей женской роли). Лучшим оператором заслуженно стал Эдуардо Серра, снявший "Девушку с жемчужной сережкой", лучшим композитором - француз Брюно Кулэ (фильм "Хористы"). В категории неевропейских лент Вон Кар-Вай с фильмом "2046" положил на обе лопатки Ким-Ки-дука ("Пустой дом"), Майкла Мура ("Фаренгейт 9/11"), Парка Чанвука ("Олдбой"), Уолтера Сэйлса ("Дневник мотоциклиста") и Чжана Имоу ("Дом летающих клинков").

Трехчасовая церемония в Форуме близ Барселонского порта была отмечена особым "каталонским шиком". Наблюдатели отмечают, однако, что в результате спада популярности европейского кино многие его мегазвезды, появившись на подмостках для вручения призов, остались нераспознанными аудиторией. Исключение составил момент, когда норвежская актриса Лив Ульман и испанский режиссер Карлос Саура вышли получать награды за вклад в киноискусство, - публика аплодировала им стоя.