С идеей изменения принципа формирования региональной власти Владимир Путин выступил 13 сентября после трагических событий в Беслане. Предложение наделять губернаторов властью, а не избирать их прямым голосованием, было озвучено им вместе с другими антитеррористическими инициативами. "Черновой" вариант закона предполагал, что кандидатуру будущего губернатора президент представляет местному парламенту, а тот, в свою очередь, соглашается с нею или нет. В случае двухкратного несогласия парламентариев президент получает право распустить местную легислатуру.
Озвученная президентом схема мало изменилась после ее обсуждения в парламенте, хотя и пополнилась новыми деталями. Собственно, вокруг них и разгорелись споры в Госдуме, Совете Федерации, экспертном сообществе и местных парламентах, куда проект закона был отправлен для оценки, внесения поправок и предложений. И хотя почти все региональные законодательные собрания проект закона так или иначе одобрили (Госдума не стала бы рассматривать проект, выскажись против него треть местных парламентов, ни один из которых не выступил с однозначно отрицательным отзывом), оценка его все же была неоднозначной.
С трудом, через несколько голосований, президентский проект прошел Астраханскую Думу. Массу нареканий и требований разъяснить некоторые моменты "эскиз" закона встретил в Ростовской, Ставропольской, Калининградской, Калужской и некоторых других региональных думах. Не говоря уже о национальных республиках - дольше всех в своем неприятии упорствовал Татарстан. Окончательное "нет" президентскому проекту сказали только в Чувашии. Некоторые местные парламенты вообще не стали обсуждать предложения президента.
Наибольшее неприятие, естественно, вызвал пункт о роспуске местных парламентов в случае двукратного неутверждения кандидатуры губернатора, предложенной президентом. Этот пункт зачастую отвергался полностью или наделялся массой оговорок. К примеру, красноярские законодатели были согласны распускаться, но только если и спорная кандидатура губернатора не будет предложена президентом новому составу парламента. Амурская областная Дума предложила делегировать право роспуска местных законодательных собраний Госдуме, а не президенту. Самарские парламентарии предложили изящный способ избежать роспуска: местные депутаты формируют список претендентов, а президент уже выбирает кандидатуру для окончательного голосования.
Немало споров было и о том, кто может быть кандидатом в губернаторы. Президентская инициатива предполагала, что губернатором сможет стать любой, кто достиг определенного Конституцией возраста и кого предложил президент. Против этого выступили многие республиканские парламенты: губернатор должен быть местным уроженцем, знакомым со спецификой. В разных формулировках против назначения мало знакомых с регионом менеджеров высказались и другие законодательные собрания.
Впрочем, кроме критических высказываний, были и призывы экстраполировать опыт назначения должностных лиц и на нижние уровни - мэрии и муниципалитеты. Но эти предложения не нашли поддержки в Москве.
Так или иначе, закон не претерпел принципиальных изменений. Президент сохранил право роспуска парламента в случае двукратного отклонения предложенной кандидатуры или просто непринятия решения, правда, после месячных консультаций с депутатами. Консультации по кандидатуре будут проходить и перед ее официальным представлением. В случае двукратного отклонения кандидатуры губернатора президент имеет право назначить временного исполняющего обязанности высшего должностного лица не более чем на полгода. Губернаторы же наделяются полномочиями на пять лет. Парламентарии, в свою очередь, получили право выступать с требованием об отрешении назначенного губернатора в случае его неудовлетворительной работы. Соответствующее представление посылается президенту, который может его и не удовлетворить. Досрочно прекратить полномочия губернатора может и президент - соответствующее представление должны будут одобрить депутаты. Губернаторы, избранные прямым голосованием, продолжат исполнять свои функции до окончания своего срока. Однако желающие обзавестись президентским доверием досрочно могут написать соответствующее заявление президенту сразу после вступления закона в силу. На такой правке проекта настояла Госдума.