Москва и Беларусь наторгуют на шесть миллиардов долларов

По крайней мере, ни мэр Москвы Юрий Лужков, ни премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, приехавший в Белокаменную на подведение итогов торгово-экономического сотрудничества в 2004 году, в этом не сомневаются. Откуда такая уверенность? Корреспондент "СОЮЗа" понял это, побывав на выставке продукции предприятий "Белорусское качество-2004", проходившей вчера и позавчера в мэрии, на Новом Арбате, 36.

Нынешние выставки отличаются от проходивших в советские времена, в которые, как справедливо заметил С. Сидорский, о таком товарообороте и не мечтали, тем, что представлены на них не "музейные образцы", а товары, каких в изобилии на прилавках. На выставку же одни из них попали за то, что либо очень полюбились покупателям, либо представляют собой новинки, либо и собой хороши, и по цене вполне нормальные. А вот прорваться на рынок тем не менее не могут. Вот почему мэр и премьер-министр знакомились с экспозицией не спеша, внимательно вслушиваясь в рассказы о том, как встретила Москва каждого из производителей. Объединению "Атлант", похоже, жаловаться не на что. Его холодильники и морозильники - из тех товаров, за счет которых и произошел столь резкий прирост товарооборота Беларуси и Москвы в уходящем году. Москвичи их охотно покупают за достойное соотношение цена-качество. А вот стиральные машинки-автоматы "Атланта" многим еще предстоит открыть - не хуже итальянских, а стоят намного дешевле. Вообще, белорусскую бытовую технику московские торговые чиновники воспринимают как свою.

- Мы на втором месте по товарообороту после ЗИЛа, - с гордостью сказал корреспонденту "СОЮЗа" министр правительства, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир МАЛЫШКОВ. - Посмотрите, какой у нас шикарный выбор, - показал он на стенды с экспонатами. - В Москве сейчас работают шесть торговых домов Беларуси. Ни одно другое государство таким количеством похвастаться не может. Но и это не предел.

Представитель объединения "Горизонт" Олег Германенко показал Ю. Лужкову новинку - телевизор модели 2005 года с экраном 86 сантиметров (раньше самый большой был 84) и с современными "наворотами": стерео и пространственным звуком, отличным изображением. Все - за 500 долларов. "Оценит столица новшество, - спросила я у заводчан, - при изобилии-то телевизоров на московских прилавках?" "Нас московским покупателям представлять не нужно, - не смутились те. - На московском рынке мы пока вторые, а может, будем и первыми".

Такая же вера в то, что белорусская продукция конкурентоспособна с лучшими зарубежными фирмами и даже способна потеснить их, исходила и от представителей многих других предприятий.

"А вот мы на московский рынок пробиться не можем, - обратился к Лужкову Лоран АРИНИЧ, гендиректор деревоперерабатывающего предприятия из Пинска, - хотя поставляем мебель во Францию, Голландию, Бельгию и другие страны". "Почему же?" - заинтересовался мэр. "Ваши площади нам не по карману", - объяснил Л. Аринич. И рассказал историю, как пять лет назад предприятие получило 80 квадратных метров в одном СП, организованном мэрией Москвы и белорусскими властями. Но успел только оформить выставочный салон, как некие предприимчивые люди попросили площадь освободить.

Не удалось вызволить даже образцы мебели. "Ну, мы это поправим", - пообещал Ю. Лужков, по-хозяйски удостоверившись в добротности набора кожаной мебели. Товар произвел впечатление явно не только на мэра: к директору из Пинска чуть не очередь выстроилась из желающих представить ему крышу в российской столице.

"Москва готова предоставить благоприятные условия для всех белорусских бизнесменов", - заверил позже Юрий Лужков. На что Сергей Сидорский заметил: "А мы в свою очередь сделаем все, чтобы помочь продвижению продукции российских производителей в Минск".

На форуме делового сотрудничества, в рамках которого проходила выставка, звучало удовлетворение: Москва в составе российского ВПК сотрудничает по кооперации со 120 белорусскими заводами и конструкторскими бюро, идет полноценный обмен готовой продукцией, а не сырьем. Озабочены же обе стороны опережающим экспортом из Москвы в Беларусь, возросшим с 300 миллионов долларов в 2002 году до 800 миллионов в 2004 году. По мнению участников форума, чтобы преодолеть этот процесс, многим белорусским предприятиям нужна модернизация, в которой могла бы принять участие и Москва.

Кстати

В 2005 году правительство Москвы намерено поддержать российско-белорусскую торговлю, направив до 25 процентов бюджетных ассигнований, предназначенных на закупку продовольствия, финансирование поставок белорусской продукции. Для реализации прямых поставок в Западном административном округе российской столицы будет создан белорусский оптовый рынок с комплексом социальной инфраструктуры.

За 10 месяцев нынешнего года из Беларуси в Москву отправлено на 150 миллионов долларов продовольствия - на 40 процентов больше прошлогоднего. В основном это говядина, свинина, мясо птицы, животное масло, молочные консервы. Лидирует в экспорте продукция машино- и приборостроения: тракторы, грузовики, запчасти и оборудование к ним, холодильники и морозильники. Поставляется также одежда, обувь, мебель, полимеры. В основе импорта из Москвы в Беларусь - нефть, металлы, трубы, оборудование для тракторов и автомобилей, провода, арматура, пластмассы и другая продукция. Достигнута договоренность о сборке на Тушинском машиностроительном заводе белорусских автобусов и троллейбусов. Аэлита Сюльжина.