В список "Друзей" входят Россия, США, Великобритания, Франция и Германия. "Сколько бы времени ни понадобилось, нужно договариваться", - заявил российский дипломат. При этом, по его мнению, на нынешней стадии вопрос об определении политического статуса Абхазии "не должен быть преобладающим", поскольку "сегодня это просто невозможно". В последующем, в "условиях совместного сожительства грузин и абхазов при содействии "Друзей генерального секретаря ООН", "Россия, разумеется, в первую очередь", можно будет вести разговор о статусе Абхазии. Пока же остаются очень серьезные сложности с точки зрения определения политического статуса непризнанной республики. Разногласия по-прежнему очень сильны. "Если мы будем ставить впереди вопрос статуса, - заявил Лощинин, - то значит мы не двинемся вперед".
На заседании в Женеве "Друзья" предложили Тбилиси и Сухуми провести встречу в начале будущего года. В дипломатических кругах считают, что она может состояться в марте. Нынешняя проходила без представителей сторон конфликта, так как абхазская делегация не смогла приехать из-за политических событий в республике.
Хождение по кругу
С 14 декабря началось выдвижение кандидатов в президенты непризнанной Республики Абхазия. Примирившиеся кандидаты пойдут на них в тандеме: Сергей Багапш как кандидат в президенты, Рауль Хаджимба как претендент на пост вице-президента. Соперники их пока не обозначены. Не ясно и то, каким образом Сухуми собирается в будущем выстраивать свои отношения с Тбилиси. При любом раскладе проблема статуса Абхазии остается. Но носить вечно клеймо непризнанной республики в современном мире невозможно, как невозможно Грузии вечно находиться в неурегулированных отношениях с Сухуми. Значит, эту проблему решать придется.
Выйти из грузино-абхазского балансирования на грани войны можно только двумя путями - Абхазия должна либо стать независимым и признанным мировым сообществом государством, либо войти в состав Грузии. Однако оба эти варианта с некоторых пор считаются конфликтными по своей природе, не способствующими процессу урегулирования.
Имеет смысл вспомнить историю начала противостояния Сухуми и Тбилиси. Ведь именно здесь может быть спрятан ключ к примирению сторон, несмотря на то, что обе стороны стали трактовать общее прошлое однобоко, нередко подгоняя его под свои интересы.
Совместная история Грузии и Абхазии, как и всех частей бывшей Российской империи, началась после октябрьских событий 1917 года. На территории бывшей империи стали возникать новые государства. Абхазия освобождается от оккупации Грузии, где в то время заправляют меньшевики, и незадолго до появления СССР 31 марта 1921 года объявляет себя Социалистической Советской Республикой Абхазия. В канун образования СССР она получает статус, равный статусу Грузии. Причем ревком Социалистической Советской Республики Грузии 21 мая этого же года признал и приветствовал образование независимой ССР Абхазии.
16 декабря того же года Абхазия и Грузия как равноправные субъекты международного права подписали Союзный договор. На основании этого документа обе республики вступали в политический, финансово-экономический и военный союз. Через год Абхазия участвует в создании СССР как равноправное суверенное государство - ее представители в декабре 1922 года подписывают Договор об образовании Советского Союза.
Характер именно межгосударственных отношений Абхазии и Грузии нашел отражение в первой Конституции Абхазии, принятой в 1925 году. В ней был законодательно закреплен суверенитет Абхазской ССР. Эти отношения двух государств того времени было принято называть "договорными". Так продолжалось десять лет. Сейчас те, кто называет нынешнюю Абхазию сепаратистской, говорят о том, что та давняя самостоятельность Абхазии была временной. Но самостоятельность все же была и была не на словах, а на страницах утвержденных законным образом документов.
Незабытая независимость
Считается, что государственный статус Абхазия теряет в 1931 году, когда "договорные" отношения преобразовываются в автономные: республика становится Абхазской АССР в составе Грузинской ССР. Этот автономный статус фактически закрепляется Конституцией СССР 1936 года, когда Грузинская ССР вошла в СССР непосредственно как союзная республика, а не в состав Федерации Закавказских республик (ФЗР).
Абхазия, входившая в ФЗР через более ранний Союзный договор с Грузией, становится при этом автономией в составе Грузинской ССР, которая уже является субъектом Советского Союза. Так продолжается сорок лет, после чего провозглашается Конституция СССР 1977 года.
Согласно той Конституции СССР автономные республики имели собственные Конституции, высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом надо учитывать и то обстоятельство, что согласно Конституции СССР автономные республики обладали исключительным суверенитетом на свою территорию. Иными словами, согласно закону суверенитет Грузии на территорию Абхазии не распространялся даже в советское время. Каждая из республик вне зависимости от статуса контролировала свою территорию.
Кроме того, автономные республики участвовали в решении вопросов, отнесенных к компетенции центра через высшие органы государственной власти и управления Союза ССР, из чего следует, что они одновременно являлись субъектами СССР. В этой связи следует добавить, что в Законе СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и Субъектами Федерации" от 26 апреля 1990 года прямо говорится: "Автономные республики - советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации - Союза ССР". Таким образом, несмотря на то, что Абхазия являлась автономной республикой в составе ГССР, отношения между Грузией и Абхазией носили характер межгосударственных отношений как субъектов СССР.
Обломки империи
В последние годы существования СССР именно власти Грузии начали процесс выхода Грузии из состава Советского Союза. В период с 1989 по 1991 год Верховный Совет Грузии в одностороннем порядке принял ряд решений, согласно которым органы государственной власти ГССР, а, следовательно, и государственно-правовые акты, принятые ими, провозглашались нелегитимными и не имеющими юридической силы. В свою очередь Верховный Совет Абхазской АССР, осознавая, что такие действия ставят под угрозу государственность Абхазии, принял 25 августа 1990 года Декларацию о государственном суверенитете Абхазии и Постановление о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии. В последнем документе, в частности, констатируется, что в результате решений, принятых Верховным Советом ГССР, вхождение Абхазии в состав Грузии лишилось правовых оснований.
И здесь начинается история конфликта. Государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией перед образованием СССР возникли на договорной основе и юридически сохраняли атрибут государственности Абхазии даже при автономном статусе этой республики: Грузия не могла в одностороннем порядке менять характер взаимоотношений с Абхазией. Это противоречило бы законодательству СССР, регулировавшему отношения Союзных и Автономных республик. Таким образом, односторонние действия властей Грузии привели к разрыву государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией.
На следующий день после провозглашения государственного суверенитета Абхазии Верховным Советом этой республики - 26 августа 1990 года, Верховный Совет Грузинской ССР объявил эти акты недействительными. Через два года, 23 июля 1992 года, Верховный Совет Абхазии принял постановление "О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года" и восстановил Конституцию Абхазской ССР 1925 года.
Ровно через месяц грузинские войска с боями вошли в Абхазию. Началась грузино-абхазская война, которая продлилась до конца сентября 1993 года, когда Эдуард Шеварднадзе бежал из Абхазии, а абхазы, изгнав грузин со своей территории, вышли к грузино-абхазской границе на реке Ингур. Еще через год 26 ноября 1994 года в Сухуми была провозглашена Республика Абхазия и принята новая Абхазская Конституция. Круг замкнулся.
Попытки примирения
В 1997 году Тбилиси и Сухуми при посредничестве Москвы практически согласовали протокол об урегулировании. Но в последний момент Грузия уклонилась от его подписания. А проект был весьма интересным: стороны соглашались жить в условиях общего государства, сохраняя свои конституции, регулируя отношения особым договором и делегируя конкретные функции, в том числе внешнюю политику, оборону, внешнеэкономические связи, энергетику и некоторые другие, совместно созданным органам общего государства.
Практически абхазы были готовы вернуться к ситуации, когда до образования СССР и при советской власти до 1936 года они жили совместно с грузинами, имея с ними двусторонний союзный договор и сохраняя суверенный государственный статус.
Отказавшись от приемлемой для Сухуми формы проживания вместе с абхазами в одном государстве, власти Грузии упустили шедший им в руки исторический шанс. В результате, по итогам абхазского референдума 3 октября 1999 года, в Абхазии был принят Акт о государственной независимости республики. Причины, по которым грузины отказались от "синицы в руках", понятны - они надеялись на "журавля в небе". Ключ к урегулированию же лежал на столе переговоров, но им не воспользовались.
Документ Бодена
И тут в международном обороте и в документах ООН появляется "документ Дитера Бодена". В то время Боден - специальный представитель генерального секретаря ООН в Грузии. Это был проект основных принципов разграничения конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми. Его ключевой момент - определение Абхазии как суверенного правового образования в составе Государства Грузия, где Абхазия обладает особым, предусматривающим широкие полномочия, статусом, который устанавливается федеративным договором.
На "документ Бодена" постоянно ссылаются резолюции Совета Безопасности ООН, им оперируют международные чиновники, страны, входящие в "Группу друзей Генсекретаря ООН по Грузии". Он выглядит уже общепринятой основой будущего урегулирования - так считали в основном западные страны. Однако и его реализовать не удалось.
Почему?
Во-первых, Сухуми категорически отказывается согласиться с зафиксированным в документе положением об урегулировании на базе предоставления Абхазии политического статуса в составе Грузии. Во-вторых, проект так и не получает официального статуса, поскольку из-за абхазских возражений не вручался официально двум сторонам.
В сентябре этого года, выступая на 59-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили изложил свой план поэтапного урегулирования, предусматривающий на последнем этапе опять-таки предоставление Абхазии широкой автономии в составе Грузии. Однако глава Грузии до сих пор так и не сказал, о каких конкретно рамках автономии идет речь. Поэтому Сухуми отверг эту идею.
Тбилиси меж тем рассчитывает во что бы то ни стало "дожать" абхазов, заставив их принять выгодную для нынешнего руководства Грузии формулу решения конфликта без четкой конкретизации своих идей, ожидая удобного момента. Это заводит урегулирование в тупик, чреватый новым обострением между Тбилиси и Сухуми.
В ожидании такого момента Саакашвили все-таки торопится закрепить этот вариант по крайней мере в международно-правовом плане. Это делается, скорее всего, для того, чтобы избежать косовского сценария. Ведь в случае с Косово просматривается тенденция международных кругов подвести ситуацию к разрешению отнюдь не в рамках Сербии и без специального решения Совета Безопасности ООН. И если это произойдет, будет создан невыгодный для Тбилиси прецедент.
Со второй половины этого года в политологических кругах обсуждалась "концепция специального статуса Абхазии в грузинском государстве", подготовленная группой грузинских экспертов при поддержке ученых из Швейцарии, Германии и британской НПО "Консилиэйшн Рисорсез". Предлагаемые рецепты хотя и включают в себя некоторые попытки дать Абхазии больше прав в конкретных вопросах, но следуют жестким рамкам "документа Бодена". Иными словами, все сводится к тому, чтобы предложить принцип вхождения Абхазии в состав Грузии на основе федерального состояния грузинского государства. Авторы избегают слова "автономия", но нет и намека на равноправие Абхазии и Грузии как государствообразующих субъектов. И этот документ тоже не работает.
Примеры урегулирования похожих конфликтов
Если Тбилиси хочет урегулировать конфликт, то учесть международную практику разрешения подобного рода застарелых конфликтов просто необходимо. И такой опыт есть. Это, например, заключенное в 1995 году Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, известное как Дейтонское. Воевавшие между собой общины сведены в единое государство, но состоящее из двух образований - республики Сербской и Федерации БиГ. Тогда это была попытка примирить воевавшие стороны. В 2003 году принята Конституционная хартия государственного сообщества Сербии и Черногории. Сообщество основано на равноправии двух государств-членов, их названия вынесены в название объединяющего их сообщества. В хартию включено особое положение о том, что по истечении трех лет государства-члены имеют право выхода из сообщества. Автор такого решения - Европейский союз в лице Хавьера Соланы.
Сейчас рассматривается "план Аннана" о всеобъемлющем урегулировании кипрской проблемы. Она имеет много схожего с грузино-абхазским конфликтом и предполагает учреждение нового государственного образования - "Объединенной республики Кипр", причем два образующих его государства - греко-кипрское и турко-кипрское - должны были обладать равным статусом,
Во всех этих случаях речь идет не только о примерах сохранения сожительства отчужденных друг от друга народов в рамках одного государственного образования. Практика дает пример и признания независимости, когда такое сожительство абсолютно отвергается народом, находящимся в меньшинстве. Достаточно сказать о провозглашении в 2002 году независимости Восточного Тимора и признании его международным сообществом. Фактически основой для его отделения от Индонезии стал проведенный в 1999 году референдум, на котором большинство жителей Восточного Тимора, ставшего полем кровопролитных столкновений с индонезийскими войсками, высказались за независимость. Джакарта признала итоги этого волеизъявления - в отличие от отношений Тбилиси к аналогичному абхазскому референдуму.
Можно вспомнить и опыт распада Советского Союза и Югославии. К тому же применительно к самой Грузии, как показывает история, юридические основания сохранения в ее составе Абхазии после распада СССР могут подвергаться сомнению.
И последнее. На днях в Госдуму РФ внесен законопроект, упрощающий процедуру принятия в состав России автономий союзных республик бывшего СССР, если они изъявят такое желание. В случае принятия этого закона будут сняты проблемы Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.