Россия начала наступление на плохие дороги. Помимо строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог сделаны первые шаги и в направлении развития сектора платных дорог. Локомотивом этого поступательного движения выступили Минтранс России и его подразделение Росавтодор. Манифестом открытой войны плохим дорогам явилась Национальная программа модернизации и развития сети автомобильных дорог России до 2025 года "Дороги России XXI века".
Одной из приоритетных задач данной программы являются создание сети платных дорог и развитие инфраструктуры на таких трассах. "В России назрела необходимость введения платных дорог. В самое ближайшее время правительство должно определить перечень платных автотрасс, которые должны существовать наряду с бесплатными ", - сказал президент В.Путин, выступая в Кремле с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ.
Вот и дошли руки у правительства до реализации этой, уже давно действующей во многих странах мира системы альтернативных платных автомобильных дорог путем передачи в управление или собственность частным инвесторам. Как тут не вспомнить, сколько копий было сломано по поводу механизма партнерства государства и бизнеса, определяемого некоторыми специалистами как ГЧП - государственное частное партнерство (Public private partnership). Суть вопроса - деньги инвесторов могут привлекаться для реализации долгосрочных по окупаемости и значимых для государства проектов. Причем этот механизм не исключает активную роль государства.
Существующая ситуация в отрасли сложилась таким образом, когда "верхи" не могут, а "низы" не хотят. Верхи в лице минтранса не могут мириться с текущим положением дел в дорожном хозяйстве страны, да и ресурсов из бюджета недостаточно. Низы - автомобилисты - не хотят пользоваться наспех залатанными узкими "автобанами", изъеденными противогололедными реагентами и разбитыми шипованной резиной. Вот основные причины, по которым реализация проекта создания платных дорог стала необходимой.
На сегодняшний день единственной платной дорогой официально считается часть трассы "Дон" (Москва - Новороссийск), которая идет в обход села Хлевное в Липецкой области. Протяженность платного участка невелика - всего 17,6 километра.
По данным же экспертов Мирового банка, в России действует всего около 60 километров платных дорог. Большинство платных участков действуют на трассе "Дон". Это Воронеж - Тамбов, город Семилуки (Воронежская область), а также два участка на трассе "Дон" вокруг города Задонск (Липецкая область) и от МКАД до подмосковной Каширы. В США, к примеру, действует около 8 тысяч километров платных участков, во Франции - 9 тысяч, в Японии - 7, 9 тысячи.
В России минтрансом определено около 20 участков федеральных дорог, где автомобильные потоки очень велики - 25-30 тысяч машин в сутки и существуют альтернативные трассы к ним. Список подобных трасс возглавили участки: Москва-Шереметьево, Москва-Ногинск, Москва-Домодедово, Москва-Голицыно, Петербург-Тосно и Западный скоростной диаметр (объездная дорога вокруг Питера).
Проект организации платной дороги 20-километрового участка ДОН-4, предложенный минтрансом в качестве пилотного, явился первым в России практическим примером и одновременно переломным моментом для российской транспортной сферы. По оценкам специалистов, проект обладает рядом преимуществ, которые нельзя не отметить. В первую очередь контроль со стороны минтранса за проведением и организацией тендера на передачу участка дороги в управление, оценка и выбор инвестора. Не исключено, что к строительству и эксплуатации дороги к аэропорту Домодедово будут привлекаться как российские, так и иностранные инвесторы. А средства от инвесторов будут направлены на реконструкцию альтернативного участка Каширского шоссе и на строительство перемычки от 38 километров МКАД-Кашира.
Не исключено, что мнения по поводу открытия платного участка будут крайне полярными - от "содрать лишнюю копейку" до "давно пора сделать классный скоростной автобан". Однако споры еще впереди, но одно ясно уже сейчас: пример реальной первой платной дороги - как испытательный полигон по обкатке механизма частно-государственного партнерства, где лидирующая роль отведена государству. И от того, как процесс будет организован, будут зависеть и судьба всех остальных проектов, и будущее дорог России.