Эти перестановки произошли в рамках административной реформы. Ничего странного в назначении Юрия Калинина нет. Он для ГУИНа не просто не посторонний, но человек известный и авторитетный.
Как гласит официальная справка, Юрий Калинин родился в 1946 году в городе Пугачеве Саратовской области. Закончил Саратовский юридический институт. С 1970 года служил в системе исправительных учреждений. С 1992 по 1997 год являлся начальником ГУИН МВД РФ. После передачи уголовно-исполнительной системы в ведение минюста перешел на работу в один из департаментов минюста. В 1998 году был назначен заместителем министра юстиции. И вот теперь новый пост. Нетрудно предположить, что Владимир Ялунин (его бывший подчиненный) на новом посту будет курировать в том числе и новую службу исполнения наказаний, которая остается под крылом минюста, хотя и получает определенную самостоятельность.
В ближайшее время сотрудников ГУИНа выведут за штат, а потом переназначат.
Как будет выглядеть ФСИН, пока даже сами сотрудники не знают. Согласно указу у директора службы будет шесть заместителей, в том числе один первый. А так же семнадцать управлений. Но что это за управления и как будут выглядеть органы на местах - никто не знает. Дошло даже до курьезов: например, в центральном аппарате ГУИН запретили распространять слухи о будущих реорганизациях, дабы не вызывать никаких волнений.
Но в чем можно не сомневаться, что уголовно-исполнительная система будет по прежнему держать равнение на европейские стандарты. Юрий Калинин известен как человек, успешно проводивший многие реформаторские замыслы в жизнь. В 80-е годы прошлого века он руководил экспериментальной колонией-поселением для лиц, совершивших преступления по неосторожности - по тем временам это было довольно прогрессивное начинание. Вот что он рассказал недавно корреспонденту "РГ":
- Тюрьма никого не перевоспитывает, не дает ничего положительного. Я не верю в возможность перевоспитания человека тюрьмой. Я одного хочу, чтобы мы нашли возможность как можно меньше людей загонять за решетку. В тюрьме должны сидеть только те, кто совершил действительно опасные для общества преступления. В нашей уголовно-исполнительной системе должен остаться тюремный блок, но только для опасных преступников, т.е. относительно небольшого количества заключенных. В этой системе должны быть учреждения полуоткрытого типа: с отпусками, с возможностью выходить на волю и там работать, например, а вечером возвращаться в учреждение. Я считаю: не надо наглухо человека изолировать. Ведь завтра перед нами проблема его реабилитации будет стоять острее. Реабилитация должна начинаться с первого же дня, как только он попал под следствие, оказался в СИЗО. Необходимо создавать службы для тех, кто получил наказание, не связанное с лишением свободы. У нас ведь так: осудили человека к наказаниям, не связанным с лишением свободы, - и все: он больше никому не нужен. Еще нужна служба реабилитации для освободившихся. Сейчас вышел человек на свободу - ни контроля за ним, ни надзора. Если такую службу организовать, я думаю, государству дешевле обходилась бы вся наша система. Да и в социальном смысле это тоже дало бы большие плюсы.
И если бы государство не работало над этим и мы не работали, то сегодня бы в изоляторах сидели не 140 тысяч, а 280, как три года назад. В два раза численность арестованных упала. И это не погоня за арифметикой - это вопрос соблюдения прав человека: напрасно человек в изоляторе не должен находиться.