Захолустный мексиканский городок Пуэбло славится тем, что в местном кафедральном соборе отслужил мессу сам Папа Римский. Но меня там больше всего поразила церковь святого Франсиско, построенная конкистадорами в XVI веке. Ее главный фасад - удивительное соединение вроде бы несовместимых элементов.
Центральный портал представляет собой типичный образец колониального барокко, который можно видеть во всех бывших колониях Мадрида от Кубы до Филиппин. Но к этому перегруженному скульптурными украшениями фасаду справа и слева примыкают две совершенно гладкие стены, покрытые мозаикой с растительным орнаментом. Впечатление такое, будто на стене собора кто-то развесил для просушки два огромных прямоугольных ковра. Изразцами же покрыт и голубой купол, символизирующий небесный свод со звездами и луной.
Тут же вспомнились мечети Самарканда - яркий пример использования изразцов в мусульманском зодчестве. Как же попали эти исламские традиции в американские владения католической Испании? Дело в том, что конкистадоры пришли в Пуэбло из Кордовы. А жители юга Испании долго находились под властью мавров и пропитались духом их культуры.
Можно лишь дивиться тому, сколь обширен регион распространения геометрических орнаментов, исключающих изображения людей и животных. От Аравийского полуострова он простирается на восток до Индонезии, а на запад - не только до юга Испании и севера Африки, но и до Нового Света, куда проповедники католицизма, сами того не ведая, донесли исламские каноны.
Вновь убеждаешься, что при всех различиях национальных культур корни их тесно переплетены. Напомню факт, касающийся христианства и ислама, - вроде бы двух наиболее непримиримых религий. Наши соотечественники теперь часто ездят отдыхать в Турцию. А оказавшись в Стамбуле, смотрят ее главную достопримечательность - мечеть Айя-Софию. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе был самым крупным христианским храмом в мире. (Пока в Риме не построили собор святого Петра.) Захватив столицу Византии в 1453 году, мусульмане переименовали Константинополь в Стамбул, а легендарный собор превратили в мечеть. Они замазали известью прославленные мозаики под куполом и пристроили к зданию четыре минарета. Но архитектурный прототип византийской христианской церкви остался тот же. И его до сих пор упорно тиражируют по свету как эталон мусульманской мечети.
Примеры подобного родства неожиданно находишь не только у христиан и мусульман. Считается, что гуманизм учения Конфуция воплощен в крылатой фразе китайского философа: "Чего не хочешь себе, не делай людям". Пять веков спустя Христос поменял местами начало и конец этой фразы, сделав одним из главных заветов своего учения слова: "Не сотвори ближнему того, чего не пожелал бы себе".
Мне выпало счастье побывать в пещерных храмах Дуньхуан в Китае и Аджанта в Индии, полюбоваться их прославленными фресками. При всей их самобытности поражает несомненное сходство художественных приемов с искусством античной Греции. И уж вовсе удивительна близость тибетской архитектуры, например дворца далай-ламы в Лхасе, к древним памятникам доколумбовой Америки - храмам инков в Перу, ацтеков и майя в Мексике. По Великому шелковому пути, связывавшему Запад и Восток, по пути "из варяг в греки", протянувшемуся с севера на юг, двигались не только караваны и ладьи с товарами. По этим древним артериям совершался духовный обмен, сформировавший общечеловеческую культуру.