Регионы запутались в полномочиях

По словам выступившего на открытии семинара вице-спикера СФ Александра Торшина, причиной большинства бед в российских регионах является как раз неразвитость системы местного самоуправления. Это в полной мере, по его мнению, относится и ко всему российскому Кавказу.

- Можно в очередной раз заняться укреплением спецслужб, добавить им денег. Но если самоуправление на местах не будет развито, бандиты смогут чувствовать себя вольготно на всей нашей территории, - сообщил Торшин.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должен вступить в силу 1 января 2006 года. А во многих субъектах Федерации до сих пор еще не определены даже границы муниципальных образований. Однако в некоторых регионах России количество муниципальных образований может увеличиться более чем вдвое, а в некоторых субъектах РФ - в 10 раз. Это касается в первую очередь регионов Сибири и Дальнего Востока, где численность муниципальных образований уже сейчас достигает трех тысяч. Создание новых территориальных образований и, как следствие, изменение административных границ неизбежно вызовет массу житейских проблем: изменение адреса, переоформление прав собственности на недвижимость, прикрепление к другому территориальному органу Пенсионного фонда и т.д.

Совершенно очевидно, что до 1 января 2006 года местные власти самостоятельно не успеют закончить работу. Поэтому без помощи центра им опять не обойтись.

- Федеральный центр готов подключиться и "нарезать" границы территорий за вас, - заявил представителям региональных властей глава Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий.

Предполагается, что эта проблема будет решена уже к осени 2005 года.

Однако самые главные трудности, как и следовало ожидать, связаны с финансированием муниципальными образованиями переданных им социальных обязательств (например, теперь именно муниципалитеты должны будут заниматься обеспечением общественного порядка, противопожарной безопасности, организацией медицинских услуг населению и т.д.). По данным минфина, суммарные налоговые и неналоговые поступления в местные бюджеты в 2005 году составят приблизительно 500 миллиардов рублей. В то же время за муниципалитетами закреплены социальные обязательства "стоимостью" почти один триллион рублей.

Участники семинара предложили либо пересмотреть список обязательств муниципальных властей, либо предоставить им более значительную часть налоговых поступлений. По словам Рокецкого, целесообразно было бы налог на доходы физических лиц полностью передать в ведение муниципальных районов, в первую очередь в депрессивных регионах (сейчас муниципалитетам достается лишь 20 процентов доходов от этого налога). Кроме того, муниципалитетам также, возможно, будет передана значительная часть доходов от транспортного налога. Соответствующие поправки в законодательство будут, видимо, подготовлены уже в начале 2005 года.