Сто сорок лет назад Россия встала на путь судебной реформы, основанной на демократических принципах судоустройства и процесса. К сожалению, ее осуществление было прервано подменой правосудия "революционным правосознанием" и "исторической необходимостью". Правовая культура страны была, как минимум, отброшена назад.
Начатая в 90-х годах в России судебная реформа позволила добиться укрепления независимости судей, положила начало формированию института мировых судей, постепенному введению суда присяжных, установлению судебного контроля за правомерностью применения мер процессуального характера. Однако законодательные и организационные мероприятия последних лет не обеспечили достижения многих целей реформы.
До сих пор в российском обществе многие граждане избегают обращения в суд, поскольку не готовы рассматривать суды как действенное средство защиты собственных прав (хотя в последние годы число гражданских исков возросло). Данная ситуация объясняется слабо действующей обратной связью с обществом, низким уровнем правовой культуры населения, а также сформировавшимся недоверием, вызванным случаями коррупции в судебной системе, недостаточно эффективным исполнением судебных решений. Это подтверждается и результатами опросов общественного мнения. На вопрос: "Со стороны каких лиц или организаций чаще всего нарушаются права человека?", более 70% опрошенных обычно дают ответ: "Со стороны судебной власти".
Сегодня, при создании правового государства и осуществлении судебной реформы, Россия постоянно испытывает сопротивление со стороны своего непростого исторического наследия. Широко практиковавшееся и все еще практикующееся "телефонное право", воспроизводящаяся при попустительстве власти правовая неграмотность больших групп населения, фактическая подчиненность судей властям страны превратили всепроникающий правовой нигилизм в одну из доминант жизни страны.
Неверие судам стало одним из наиболее очевидных проявлений неверия населения всем ветвям власти. Такие настроения во многом подпитываются самими судами, сообщениями СМИ об их коррумпированности, о давлении на присяжных, непрозрачностью их решений. В этом контексте судебная реформа имеет первостепенное значение с точки зрения создания в России гражданского общества, невозможного без правового государства, климата доверия между властью и гражданами страны, их диалога.
Императив неуклонного следования букве и духу Конституции Российской Федерации делает безальтернативным отказ от любых форм давления на суды. Нельзя допустить, чтобы и дальше сохранялось положение, при котором слепые чиновники ведут слепые суды в пропасть, в которую рухнет и демократия, и сама российская государственность. Ни одно ведомство в стране не может и не должно быть использовано для попрания независимости судов. Напротив, проигрыш судебных процессов властью - явление нормальное в демократическом государстве - доказывало бы не только уважение власти к суду и судебной реформе, но и авторитет самих проигравших в суде ведомств.
Путь реформ должен идти параллельно с правовым просвещением масс, личным примером верхов в подчинении Закону. Без этого невозможны правовое государство и гражданское общество в России. Великая реформа 1864 года, ее огромные достижения и ее трагический разгром фанатиками и палачами во имя революции ясно продемонстрировали - альтернативы независимому демократическому правосудию нет.