Депутаты, признавшие справедливой его концепцию, согласились пожертвовать некоторыми своими и чужими гражданскими правами и свободами, ради спасения жизни и здоровья людей.
А то, что такие жертвы потребуются, признал и один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета по безопасности Анатолий Куликов, заметив при этом, что в нашей Конституции право на жизнь стоит на первом месте и ради соблюдения этого права можно ограничить право на свободу слова, свободу митингов. "Между свободой слова, свободой перемещения и безопасностью всегда существует поле напряжения, - сказал он. - Нужна золотая середина, чтобы, обеспечивая безопасность своих граждан, государство не пришло к тоталитаризму или не скатилось к хаосу".
Предлагаемые законопроектом "О противодействии терроризму" ограничения Куликов считает "цветочками" по сравнению с тем, какие предусмотрены в подобных ситуациях в Великобритании и США. В Америке, по его словам, действует право двадцати секунд - полиция может взламывать дверь в дом, где, по ее сведениям, скрывается террорист, если эту дверь перед ней не открыли добровольно в течение двадцати секунд. Куликов, представляя депутатам законопроект, также сослался на мнение независимого эксперта из ООН, который не увидел в документе норм, угрожающих демократии, но подтвердил, что терроризм слишком сложная проблема, чтобы бороться с ним теми же мерами, какими борются с обычными уголовными преступлениями.
Однако во фракции КПРФ убеждены, что законов для выявления, пресечения, преследования и профилактики терроризма у нас и так хватает. Однако это не спасает от террористических актов, потому что, по мнению коммунистов, их причины в экономической деградации, разложении институтов госвласти и маргинализации общества. Коммунисты опасаются, что новый закон, "позволяя вольно вводить разные ограничительные меры и режимы", будет способствовать росту национальной, религиозной, классовой подозрительности в обществе.
Эта позиция возмутила многих депутатов. "Это не уловки, а жизненная необходимость страны", - сказал, возражая коммунистам, "единоросс" Аркадий Баскаев. Он работает в парламентской комиссии по расследованию трагедии в Беслане и свидетельствует - возникает очень много вопросов из-за того, что в российском антитеррористическом законодательстве далеко не все учтено. Возмутился, услышав коммунистов, депутат фракции ЛДПР Андрей Головатюк: "За закон надо голосовать хотя бы потому, что он определяет формат участия Вооруженных сил в контртеррористических операциях". Однако его коллеге Олегу Малышкину не понравилось, что все в законе так строго регламентировано. "Именно потому, что в Беслане все должностные лица оказались в плену обстоятельств, у этого теракта и были такие тяжелые последствия. Чтобы подобного больше не случилось, в законопроекте и расписано четко, кто за что отвечает", - отреагировал на критику Куликов.
Беспокойство о том, что режим террористической опасности может использоваться против трудящихся, борющихся за свои социальные права, с коммунистами разделяли члены фракции "Родина". Однако они поддерживали концепцию законопроекта, предлагая ко второму чтению внести в него соответствующие поправки.
Принятый в первом чтении законопроект мобилизует на антитеррористические действия все общество - и спецслужбы, и исполнительную власть, и всех российских граждан. Однако обязанности и ответственность четко распределены. Одним закон дает полномочия непосредственно "осуществлять борьбу", другим - обеспечивать общие меры по противодействию терроризму. Впервые законодательно определяется безальтернативный орган, который ведет разведку, собирает упреждающую информацию, принимает решения, организует контртеррористические операции, координирует действия всех, кто принимает в них участие и отвечает за адекватность принятых мер и действий. Это Федеральная служба безопасности. Авторы законопроекта вводят в текст документа такое понятие, как "режим террористической опасности", который может объявить председатель правительства или глава региона - в зависимости от предполагаемых масштабов этой угрозы. В зоне этого режима "допускается применение специальных мер и временных ограничений" - запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций и прочих массовых мероприятий, усиливается паспортный контроль, прослушиваются телефонные переговоры, ограничивается передвижение граждан и транспорта на улицах.
Ограничивается и право на информацию - журналистам запрещается распространять информацию, раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность ее участников, публиковать сведения о сотрудниках спецподразделений и членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, а также факты или сцены особо жестокого насилия.