Законодатели против громкой рекламы

Авторы говорят, что к работе над текстом был привлечен большой коллектив экспертов, в том числе профессиональные рекламисты и представители Федеральной антимонопольной службы. При этом разработчики утверждают, что подготовили либеральный законопроект.

Наиболее подробно в законопроекте прописаны ограничения на рекламу в телевизионных передачах. Авторы пошли навстречу пожеланиям телезрителей и прописали в тексте, что громкость звука в теле- и радиорекламе не должна быть выше среднего уровня громкости в самой передаче.

Законопроект категорически запрещает прерывать рекламой религиозные передачи, те, которые освещают деятельность органов государственной власти или же длятся менее 15 минут. Зато приобщаться к рекламе теперь будут и дети - ее допустят в детские передачи, если они длятся более 25 минут.

Теле- и радиореклама, а также наружная реклама табака и алкоголя любой крепости будет полностью запрещена (сейчас "наружка" допускает рекламу слабоалкогольных коктейлей, а реклама пива транслируется после 22.00). Эти продукты депутаты считают возможным рекламировать только в печатных СМИ (но не на первой и последней страницах).

В то же время авторы законопроекта намерены исправить недоработки, допущенные при принятии закона об ограничении пивной рекламы, и разрешить ставить в телеэфир рекламные ролики спонсоров спортивных соревнований. В комментариях к документу, правда, не уточняется, кто может быть этими спонсорами.

Помимо послаблений, в законопроекте есть и ряд новых ограничений. В частности, вводится полный запрет на рекламу одних брэндов под видом других. Хитрым производителям не удастся под видом конфет, питьевой воды и журналов рекламировать водку.

Законопроект предусматривает не только послабления, он вводит новые существенные ограничения на рекламном поле, предлагая ограничить рекламу лотерей, игорного бизнеса и лекарств. Фармакологам и косметологам запрещается появляться в рекламных роликах в белых халатах, сравнивать рекламируемый препарат с другими и ссылаться на исследования, доказывающие ценность продукта.

В целом участники рекламного процесса оценивают новый законопроект положительно. Однако многие наблюдатели отмечают, что законопроект нуждается в доработке из-за того, что он очень либерален и больше подходит для цивилизованного рынка.

Другие аналитики полагают, что в законе остались лазейки, которые позволят трактовать его как угодно. Например, в нем никак не описана реклама на транспорте.

Тем временем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала разъяснения к п.1 ст.16 Федерального закона "О рекламе", который вступает в силу с 1 января 2005 года.

По мнению специалистов ФАС, предлагаемые законом требования призваны снизить привлекательность рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, путем использования в данной рекламе образов людей и животных. Как пояснили в ФАС, под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. Использование образов может быть визуальным, звуковым и текстовым. Визуальным использованием образов людей и животных в рекламе, по мнению ФАС, является изображение в рекламе живых существ, включая неизвестных или вымышленных, в том числе демонстрация частей, силуэтов и т.п. Антимонопольная служба также обращает внимание на то, что в звуковом ряде и текстовом содержании рекламы пива не должны приводиться сведения о людях и животных. Вместе с тем ФАС оговаривает, что голос человека сам по себе является формой предоставления информации и не рассматривается как использование образа человека, если он явно не создает наглядного представления о человеке.

ФАС также напомнил, что требования закона не распространяются на использование в рекламе изображения самого товара (банки, бутылки и пр.) в том виде, в котором он представлен на рынке. Также запрет не распространяется на сообщение названия пива, наименования его производителя в рекламе (включая указание доменного имени в сети интернет, содержащего данное название в латинице), в том числе если такое название, наименование одновременно является обозначением человека или животного.