- Владимир Лазаревич, вы работали в городской администрации, когда ее возглавлял Валерий Самойленко, затем руководили краевым жилищно-коммунальным хозяйством, а сейчас вновь вернулись в мэрию. Что в ней изменилось, что в первую очередь нуждается в преобразованиях?
- На мой взгляд, администрация была чересчур политизирована. При поддержке депутатов городской Думы мы создали администрацию нового образца, который соответствует моим представлениям о руководстве города. Думаю, в нее вошли люди, которые будут заниматься не политиканством, а хозяйственными проблемами, коих в городе огромное количество.
- Поможет ли вам опыт руководства ЖКХ края?
- Безусловно. Жилищно-коммунальная сфера является наиболее сложной, проблемной. В ней, как нигде, чувствуешь то, с чем люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Такой опыт вряд ли где-нибудь еще приобретешь. В том числе и опыт привлечения инвесторов. В результате за два месяца исполнения обязанностей главы города удалось заключить соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на 10 миллионов евро. Проект рассчитан на десять лет, в течение трех лет он обеспечит льготное кредитование. Вложив деньги в развитие водопроводно-канализационного хозяйства, мы добьемся того, что себестоимость добычи воды сократится, транспортировка улучшится за счет ликвидации потерь, а полученная таким образом экономия в последующие, с четвертого по десятый, годы будет направлена на погашение займа.
Видимо, на решение проблемы городского пассажирского транспорта тоже будет выделен кредит. И это несмотря на то, что объем нашего бюджета не позволяет брать взаймы более 10 миллионов евро, поскольку составляет 5,5 миллиарда рублей. А в следующем году составит около трех миллиардов. Ведь часть функций с финансовым сопровождением передается с городского уровня на краевой. Но Европейский банк пойдет нам навстречу. Полученные средства предназначены на замену трамваев и троллейбусов, пополнение автобусного парка, реконструкцию путевого хозяйства в трамвайном парке.
- Коль уж мы перешли к транспорту - очень серьезные нарекания вызывает транспортная схема Краснодара. Что делается в этом направлении?
- На 800 тысяч населения в Краснодаре 250 тысяч только городских транспортных средств, плюс весь край к нам приезжает. Понятно, при таком количестве машин обойтись без пробок практически нереально. Поэтому первейшая задача - расширение дорог и реконструкция улиц, строительство развязок. Всё это многомиллионные затраты, которые опять же требуют инвесторов. С ними мы сейчас и работаем.
- В трамваях и троллейбусах появилось объявление о том, что с первого января отменяется бесплатный проезд для льготников. А как же краснодарские пенсионеры?
- Из всех категорий льготников 60 процентов приходится на тех, кому такое право предоставили городские власти. Но только на половину из них перечислялись средства разных уровней бюджета. Другая половина ездила бесплатно, поэтому и пришел электрический транспорт в такую убогость. Но что делать, например, с пенсионерами, которые по федеральному закону не проходят, а на основании ранее принятых решений льготами пользовались? А со школьниками и студентами, при стоимости проездного на два вида транспорта в месяц 250 рублей платившими 45 рублей? 23 декабря городская Дума рассмотрит бюджет Краснодара на 2005 год и примет решение по пенсионерам и другим льготникам. Не хочется никаких социальных взрывов в городе, но таких денег в бюджете просто нет. Увы, решения по льготам раньше нередко принимались по чисто политическим соображениям.
- Очень многих волнует вопрос: что будет с муниципальными больницами? Бесплатными обещают оставить отделения скорой медицинской помощи. А другие? Какова судьба Второй многопрофильной больницы, о конфликте в которой писала "РГ"?
- Что касается Второй многопрофильной больницы, она остается городской, а Игорь Ханкоев - главным врачом. Со своей стороны постараюсь сделать все, чтобы отрегулировать взаимоотношения в коллективе и оказать поддержку в стабилизации ее работы. Город действительно передал часть своих специализированных больниц, например инфекционную и детскую инфекционную, на краевой уровень. Однако есть договоренность, что отказов в приеме жителям Краснодара в них не будет.
Гораздо большую обеспокоенность вызывает ситуация в поликлиниках. Так как часть клиник перейдет на краевой уровень, городской администрации нужно в большей мере использовать бюджетные средства для наведения там порядка. И открыть их побольше, приблизив к жителям, ведь в отдельных микрорайонах поликлиник вообще нет. Конечно, нельзя забывать и о стационарах. Количество коек в городе соответствует общероссийскому, но самое перспективное направление - стационарозамещающие технологии. И сегодня особая гордость любой поликлиники - отдельные палаты дневного пребывания.
Второй вопрос - слабое оснащение медицинских учреждений, особенно поликлинических, оборудованием. Я уже не говорю о необходимости их ремонта. Ну и общероссийская проблема - низкая заработная плата. Врач получает 3000 рублей, средний медицинский работник - 2000 рублей. Поэтому вносим в Думу предложение о введении 25-процентной надбавки для участковых врачей и среднего медицинского персонала.
- Накануне нашей встречи больше всего вопросов в ре-дакцию поступило по поводу очистки города от мусора. Да и вы не раз говорили о необходимости коренным образом улучшать ситуацию с чистотой в городе.
- Я, пока к вам ехал, трижды звонил по этому поводу в мэрию: на разных углах то одно, то другое. Краснодарцы, наверное, думают, что на уборку улиц и подъездов выделяются какие-то большие деньги. Вовсе нет. Обеспеченность финансами содержания города составляет всего 50 процентов. На каждую улицу есть соответствующий паспорт уборки. К примеру, Красных Партизан - магистральная улица - убирается по графику два раза в неделю. Можете себе представить эту улицу, если ее даже один день не убрать? Оплата же идет как за два раза в неделю. А вот бульвар на Красной вообще не входит в расчеты по уборке.
По-хорошему, каждый квадратный метр городской территории должен быть за кем-нибудь закреплен. Но отлаженная система отсутствует. Мы заказали расчет проекта по санитарной очистке города.
Следующая болевая точка - вывоз твердых бытовых отходов, за который население должно платить в полном объеме. Но огромное количество частников в городе оплачивает менее 50 процентов. К тому же многие фирмы просто не заключают договор и не платят за вывоз мусора. Вот и приходится спецавтохозяйству заниматься в их отношении благотворительностью. А как итог - оно не может приобретать ни транспорт взамен изношенного, ни недостающие контейнеры, ни выплачивать своевременно заработную плату, ни рассчитываться за свалку, куда доставляют мусор. Пришлось заняться и этой проблемой. Заменили руководителя в спецавтохозяйстве, и за месяц работы стало ясно: пришел лидер. Вскоре планируем на базе МУПа по уборке мусора создать акционерное предприятие. Одна московская фирма предложила свои услуги и выступает инвестором в составе акционерного общества. Правительство считает, что ЖКХ вообще должно большей частью перейти в частные руки.
- Выиграют ли от этого краснодарцы?
- Скажите, вот у вас в квартире тепло?
- Да.
- А вы знаете, кто вас сегодня обслуживает? Организация, которая давно уже превратились из муниципального предприятия в акционерное общество закрытого типа. С появлением инвестора они перестали испытывать трудности при подготовке к зиме. Теперь необходимо, чтобы администрация города вовремя рассчиталась с ними по своим дотациям, которые, кстати, в городском бюджете не заложены в полном объеме. Таким же ЗАО является сегодня предприятие, обслуживающее городские электрические сети. Там тоже инвестор и тоже нет кредиторской задолженности. Человеку ведь все равно, кто его обслуживает - МУП или ЗАО, лишь бы качественно.
У нас же принято считать: если ЗАО работает, появился инвестор, то цены сразу возрастут. Наоборот, вложенные инвестиции реализуются в конкретные дела - энергосбережение, устранение утечек. В Краснодаре в день подается в краны 320 тысяч кубометров воды, и 30 процентов из них - утечки. По причине прежде всего несанкционированного потребления, незаконных врезок.
Не забывайте и о том, что РЭПы как таковые отмирают. Все муниципальные предприятия должны изменить свою форму: либо стать казенными, либо акционироваться. Тот же РЭП не будет финансироваться из бюджета, а станет коммерческим предприятием. Сумеет найти свою нишу, заказчиков, значит, выживет.
- Как вы относитесь к идее переименования Краснодара? Стоит ли это делать, ведь от старого города почти ничего не осталось. Последний пример - сгоревшее историческое здание на углу Красноармейской и Горького. Кстати, будет ли оно восстановлено?
- Безусловно. И спортивная школа, и сгоревшие квартиры сейчас ремонтируются с полной заменой всех конструкций. В генеральном плане развития города особое место занимает центральная часть, где множество памятников архитектуры, истории и культуры. Необходимо сохранить дух старого города, облик "маленького Парижа". Пять центральных кварталов подготовлены к тендеру для инвесторов под застройку. Инвестор должен вложить деньги в их обустройство, переселение граждан из ветхого аварийного жилья, в организацию здесь дорожного движения, строительство коммуникаций, а затем возведение жилья или объектов торгового, культурно-бытового назначения, которые могут принести ему прибыль. Плюс инвестор должен откорректировать генеральный план развития города на данном участке. Некоторые известные российские фирмы уже изъявили желание заняться этой проблемой.
Вопрос о переименовании города поднимался лет пять-шесть назад, тогда 70 процентов горожан высказалась за сохранение нынешнего имени. И все же очень многие духовность города и даже его благополучие связывают с историческим названием, считая, что любые его изменения вредят городу. К тому же покровительницей города является Святая Екатерина.
Я думаю, город со своим именем сам по себе является памятником истории и имеет право оставаться таковым всегда. В любом случае, по законам высшей справедливости не сегодня, так завтра историческое название - Екатеринодар - вернется. Процесс переименования многие связывают с огромными затратами. На самом деле они не так велики. Ни Санкт-Петербург, ни Самара, ни Екатеринбург не пострадали от него.
- Екатеринодар станет столицей Краснодарского края?
- Это может быть, к примеру, Кубанский край.
- До Нового года осталось не так много времени. Ваши пожелания жителям Краснодара и читателям нашей газеты.
- Поздравляя горожан с наступающим праздником, хочу пожелать им всего доброго, здоровья и счастья. Поскольку ваша аудитория состоит в основном из людей серьезных и деловых, выскажу еще одно пожелание. В Белгороде, например, все предприятия перечисляют три процента от фонда заработной платы на развитие и благоустройство города. Не говорю, что мы беднее Белгорода, но если перечислять хотя бы полтора-два процента при постоянной отчетности администрации за использование средств, может быть, это станет панацеей от хроничес- ких проблем. Ведь жить в благоустроенном городе куда приятнее, чем в неухоженном.