России нужна федеральная структура по работе с соотечественниками

По данным руководителя Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации Элеоноры Митрофановой, на сегодняшний день российская диаспора занимает второе место в мире после китайской, составляя более 25 миллионов человек, из которых 17 миллионов проживают в странах СНГ и Балтии. Активная работа с зарубежными соотечественниками является одним из приоритетов внешней политики России.

 

Утвержденная Президентом России Концепция государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и одобренные правительством России Основные направления поддержки зарубежных соотечественников на 2002 - 2005 годы наряду с защитой их прав предусматривают конкретные мероприятия по сохранению и развитию русского языка, культуры, образования, информационного пространства, помощь ветеранам и малообеспеченным, поддержку организациям соотечественников. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета России выделялось 210 миллионов рублей.

Представлены результаты уникального исследования: впервые после распада СССР проведено комплексное изучение русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии.

Однако до сих пор не решена была проблема дефицита информации о процессах, происходящих в российской диаспоре, в частности, о положении и потенциале различных социальных групп внутри диаспоры, об уровне общественной значимости различных организаций зарубежных соотечественников. Взаимодействие с ними осуществлялось, можно сказать, вслепую. Так, до сих пор нет единого справочника по зарегистрированным и действующим организациям российских соотечественников за рубежом. И вот на днях представлены результаты уникального исследования: впервые после распада СССР проведено комплексное изучение русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии.

Исследование проводилось с января 2004 года по заказу Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и МИД России группой ведущих экспертов Москвы и Санкт-Петербурга под руководством доктора политических наук Татьяны ПОЛОСКОВОЙ. Постоянный автор нашей газеты Т. Полоскова рассказывает об итогах исследовательского проекта.

- Татьяна Викторовна, в чем заключалась главная задача проведенного исследования?

- Основной задачей был анализ эффективности действующих российских программ по поддержке наших соотечественников на постсоветском пространстве и выработка рекомендаций для государственных структур России, работающих с российской диаспорой. Под этим углом зрения изучалось социально-экономическое и правовое положение российских соотечественников в странах СНГ и Балтии, выяснялась перспектива развития русского языка, образования и культуры, анализировалась этнополитика стран проживания в отношении российской диаспоры, определялся уровень информированности о программах и конкретных мероприятиях, осуществляемых Россией по поддержке соотечественников за рубежом.

- К каким выводам пришли?

- Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных плохо информированы о содержании российских программ по поддержке зарубежной диаспоры. Деятельность России по поддержке соотечественников за рубежом большинством членов русскоязычного сообщества оценивается как малоэффективная. Проведенное исследование показало: в странах СНГ и Балтии в среде российских соотечественников значительным доверием пользуется только Президент России Владимир Путин. Ему доверяет 44 процента тех, кто определился со своим мнением. Остальные российские политики отстают от Путина весьма значительно, никто из них не набрал больше шести процентов.

Один из выводов нашего исследования: непосредственная финансовая поддержка организаций соотечественников со стороны России - не самый оптимальный путь. Дело в том, что таких организаций довольно много, причем очень часто они конкурируют между собой. Выделяя деньги отдельным организациям, мы, как правило, не консолидируем диаспору, а только раскалываем ее. Поэтому, видимо, целесообразно финансировать конкретные проекты, например, русскую школу, театр, газету, библиотеку и так далее. Это поможет отсечь лишние, по сути, посреднические структуры и обеспечит условия для реального конкурса проектов, а не для конкуренции лидеров организаций за доступ к финансовой кормушке. Как показывает наше исследование, склоки среди лидеров, неумение вести конструктивный диалог с властями страны проживания, откровенно иждивенческие настроения, к сожалению, стали нормой жизни для ряда русских объединений за рубежом. Такое положение не может устраивать ни Россию, ни диаспору.

- Как реагируют на этот вывод сами лидеры русских организаций?

- По-разному. В частности, могу процитировать мнение руководителя Русской общины Азербайджана, депутата парламента Михаила Забелина. "Это правда, но не надо об этом говорить вслух, а тем более писать", - заявил он.

- А что вы можете сказать о состоянии кадров "с нашей стороны"? Ведь нередко приходится слышать от зарубежных соотечественников далеко не лестные отзывы о российских чиновниках.

- Нелестные отзывы о наших чиновниках можно услышать не только от зарубежных российских соотечественников. Впрочем, еще один вывод исследования касается как раз этой проблемы. Мы считаем, что следует обратить особое внимание на подбор и подготовку кадров для работы с зарубежными соотечественниками. Экспертный опрос среди сотрудников российских загранпредставительств показал, что большинство из них не имеют специальной подготовки по работе с данным контингентом, а также не располагают информацией о действующих программах и структурах, осуществляющих эту работу. Кстати, Президент России Владимир Путин еще в 2001 году, выступая на совещании с руководящим составом Министерства иностранных дел РФ и критикуя работников посольств и консульств за недостаточное внимание к представителям российской диаспоры в странах СНГ, выразился без обиняков: "Если работа с соотечественниками в тягость, то лучше уступи свое место другому".

- Как, по данным вашего исследования, живут и чувствуют себя наши российские соотечественники в Беларуси?

- В целом ситуация с российскими соотечественниками в Беларуси качественно отличается от картины, сложившейся в большинстве стран ближнего зарубежья. Опрошенные в ходе исследования единодушно оценили социально-экономическое положение русского населения Беларуси как хорошее. "Разницы между положением русских и белорусов нет никакой" - типичная формулировка ответов. Отдельный опрос представителей ветеранских организаций Беларуси также показал, что их самочувствие вполне комфортное. Миграционные настроения среди русского населения не наблюдаются, более того, есть приток в Беларусь мигрантов из России. Русский язык в Беларуси занимает сильные позиции, с 1996 года он наравне с белорусским является государственным языком республики. В Беларуси можно подписаться практически на все российские периодические издания, русская речь звучит с теле- и киноэкранов, в программах радиостанций, ею пользуются в быту и говорят с трибун. Русский язык, как и белорусский, является обязательным во всех общеобразовательных школах Беларуси. Между Беларусью и Россией в рамках Союзного государства действуют совместные образовательные и культурные программы, создаются совместные проекты систем обучения, открываются российско-белорусские университеты, ежегодно многие россияне поступают учиться в белорусские вузы, а белорусы - в российские. Оценка проводимой белорусским государством этнополитики со стороны подавляющего большинства респондентов также положительна.

- Скажите, кто отвечал на вопросы ваших анкет?

- Экспертный опрос в Беларуси был проведен в Минске с участием респондентов из Витебска. К опросу были привлечены лидеры общественных организаций и объединений российских соотечественников, представители ветеранских и молодежных организаций, ведущие ученые и эксперты, директора русских школ, редакторы русскоязычных СМИ, руководство Русского театра, а также руководители профильных подразделений министерства культуры, министерства образования, министерства иностранных дел Беларуси. А вообще, в ходе проведения исследования применялась классическая территориальная выборка с использованием социально-демографических квот, а также опрос по методике "снежный ком ("из рук в руки").

- Российские соотечественники за рубежом столь же разноголосы, как и сама Россия: русские, татары, представители народов Кавказа, Сибири. Беларусь также издревле многонациональна. Существуют ли в Беларуси организации наших соотечественников - выходцев из национальных республик России?

- Да, зарегистрированы и активно действуют Община белорусских чувашей "Атал", Международное общественное объединение дагестанцев "Очаг", Международный фонд развития татаро-башкирского духовного наследия "Чишма" и другие. Уставной задачей "Чишмы", к примеру, является сохранение и развитие татарской культуры, укрепление связей с Россией как исторической родиной. Впрочем, в республике есть татарские объединения, которые своей родиной считают Великое княжество Литовское. Существует Координационный совет татарских общественных объединений, а также Координационный совет организаций всех российских соотечественников Беларуси, который как раз и объединяет различные русские общества с организациями выходцев из национальных республик Российской Федерации.

- Объединение и консолидация российских зарубежных соотечественников - отрадный факт. А как обстоят дела с созданием четкой и централизованной системы по работе с зарубежными соотечественниками в самой России?

- Практически всеми опрошенными в ходе исследования подчеркивалась необходимость создания специального федерального ведомства, в функции которого входили бы координация и осуществление всей работы с соотечественниками в странах СНГ и Балтии, а также в дальнем зарубежье. С этим нельзя не согласиться. Именно государство может и должно активизировать огромный потенциал российской диаспоры. Создание отдельного федерального агентства по работе с зарубежными соотечественниками - важный и конструктивный шаг, который позволит избежать неразберихи в вопросе, кто же все-таки в России отвечает за эту политику. А отвечать и координировать прежде всего должны именно федеральные структуры. Вся же деятельность субъектов Российской Федерации в данном направлении должна осуществляться только при делегировании им соответствующих полномочий со стороны федерального центра. В то же время без активного участия самой диаспоры в процессах консолидации, создания неправительственных международных организаций данную проблему не решить. Еще на конгрессе соотечественников в 2001 году было принято решение о создании Международного совета российских соотечественников. Такая организация создана, хотя до сих пор мало известна как в России, так и за рубежом. Во многом, кстати, это объясняется отсутствием соответствующего информационного обеспечения.