Проект закона о выборах депутатов - это та самая пропорциональная система выборов (исключительно по партийным спискам), о необходимости введения которой так много говорилось, начиная с весны этого года. Итоговый проект документа получился во многом более жестким, чем можно было ожидать, судя по многочисленным интервью Александра Вешнякова, посвященным этой теме. Так, выражая недовольство существующей практикой существования избирательных блоков, глава ЦИК ранее предлагал два выхода: навести порядок в этой сфере или полностью отменить избирательные блоки, предоставив право участия в выборах исключительно политическим партиям. Простой путь решения проблемы - запрещение, - возобладал в президентском проекте, а потому "при проведении выборов депутатов Государственной Думы создание избирательных блоков не предусматривается". Впрочем, комментируя эту норму, глава ЦИК не исключил возможности создания блоков после выборов - между партиями, прошедшими в парламент, и, более того, высказался в том духе, что такие коалиции могут создаваться с целью формирования правительства. Сенсационное по своей сути заявление можно трактовать двояко: и как возможное введение демократического ритуала "наделения полномочиями" того состава правительства, который предложит президент, и как намек на возможное изменение политической системы с президентской на парламентскую республику.
В проекте закона сохранился и 7-процентный барьер для прохождения партий в Думу. Ранее Александр Вешняков говорил о том, что даже при таком пороге в Думе должно быть представлено не менее четырех партий, а значит, теоретический шанс получить депутатские места оставался и у тех движений, которые едва не дотянули до 7 процентов. В окончательном проекте закона предусматривается иная норма: Дума может стать и двухпартийной, если "не менее двух" партийных списков получат в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Если ни один из федеральных списков не получил 7 процентов, или все федеральные списки набрали в совокупности 60 или менее процентов голосов, выборы признаются несостоявшимися. Однако "законопроектом предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер". Что это за случаи, Александр Вешняков не пояснил, а значит, шанс на то, что "четырехпартийный минимум" или его подобие будет введен в ходе парламентских дебатов, все же остается. При этом 7-процентный барьер наверняка будет закреплен как предельный для выборов в региональные парламенты. Ранее такой нормы не было вообще, а потому во многих регионах (Москва, Калмыкия и т.д.) барьер составляет 10 процентов, что, по мнению Александра Вешнякова, не способствовало развитию партий на региональном уровне.
В числе других ужесточений стоит и предложение снизить норму "брака" для собранных подписей при допуске партий к выборам. Если ранее 25 процентов недействительных подписей служили основанием для недопущения партии к выборам, то теперь и 5 процентов "брака" могут послужить таким основанием. При этом предполагается усилить и контроль за сборщиками подписей. Кроме того, партиям предлагается определиться с тем, как они собираются регистрировать свой федеральный список: на основании собранных подписей или залога. В отличие от прошлых лет партиям теперь нельзя будет "подстраховаться", внося залог после подписей, или наоборот.
Зато партиям будет позволено на время предвыборной гонки создавать региональные избирательные фонды: не более 3 миллионов рублей в округе, где проживает не более 100 тысяч избирателей, и не более 15 миллионов для округов, где проживает более 3 миллионов избирателей. Максимальный же размер федерального избирательного фонда для партии повышен с 250 до 260 миллионов рублей.
Также, по словам Вешнякова, будет значительно, в 6-10 раз, увеличено и государственное финансирование партий, прошедших в парламент. Если раньше за каждый завоеванный голос они получали 50 копеек из госбюджета, то теперь 3-5 рублей. Вероятно, будет введена и гендерная квота при формировании избирательных списков партий: 30 процентов кандидатов в депутаты должны быть женского пола.