Вячеслав Прокофьев о льготах на железных дорогах

Вячеслав Васильевич, принятый Федеральный закон № 122 предусматривает существенные изменения в организации проезда льготных категорий пассажиров как в дальнем, так и в пригородном сообщении. В чем суть этих изменений?

– 10 ноября этого года  президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев и руководитель Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию Вячеслав Прохоров утвердили Программу мероприятий по обеспечению бесплатного проезда граждан – получателей социальных услуг – железнодорожным транспортом общего пользования. Такая услуга будет предоставлена федеральным льготникам, а именно: инвалидам Великой Отечественной войны, а также ее участникам, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», взрослым и детям, имеющим инвалидность и некоторым другим категориям населения. С подробным перечнем которых можно ознакомиться на всех железнодорожных вокзалах, а также по телефонам «горячих» линий, специально открытых для этих целей.

Для обеспечения права граждан, имеющих федеральные льготы на бесплатный проезд в пригородном сообщении между Федеральным Агентством по здравоохранению и социальному обеспечению и ОАО «РЖД» заключен договор на сумму 5 миллиардов 890 миллионов рублей. В соответствии с этим договором компания «РЖД» берет на себя обязательство по перевозке федеральных льготников в пригородном сообщении в течение всего 2005 года без ограничения числа поездок и маршрута следования. Но бесплатный проезд не значит безбилетный. Такая поездка оплачивается из средств федерального бюджета. Поэтому на пользователя льготных услуг лежит предусмотренная законом обязанность в установленном порядке оформить свой проезд, то есть приобрести безденежный проездной билет.

– Как  будет оформляться этот проездной документ?

– Для оформления проезда в пригородном сообщении необходимо обратиться с устным заявлением в билетную кассу, а на участках, где кассы отсутствуют – к разъездному билетному кассиру, либо проводнику вагона или контролеру-ревизору и предъявить документ, удостоверяющий статус получателя социальных услуг, а при необходимости – документ, удостоверяющий личность. Его можно будет оформить в соответствии с выбранным маршрутом следования: «от станции до станции» или «от зоны до зоны». Можно оформить разовый билет на проезд «туда» или «туда и обратно» или абонементный билет для неоднократных поездок. Такой документ оформляется как в день отправления, так и заблаговременно, но не более чем за 30 суток до начала срока его действия, который, кстати, ограничивается 1-3 месяцами.

Вячеслав Васильевич, а что говорит закон о поездках федеральных льготников в поездах дальнего следования, к примеру, в санаторий?

– Федеральным законом № 122-ФЗ для достаточно большой категории граждан сохранено право проезда на поездах дальнего следования в пределах регионов России к месту лечения и обратно. Это опять же инвалиды войны, участники войны, ветераны и труженики тыла, инвалиды (дети и взрослые) и другие, словом, целый перечень лиц, с которым, повторюсь, можно подробнее ознакомиться в местах продажи железнодорожных билетов. Кроме того, льготы сохранены для большой категории граждан, которые ими ранее пользовались. Это – герои Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы, Герои Соцтруда. Имеющиеся у них книжки железнодорожных талонов будут действительны и в 2005 году.

 Для того, чтобы оформить льготный проездной билет для поездки в поездах дальнего следования, необходимо предъявить в кассе документ, удостоверяющий личность, подтверждающий право на льготу, а для тех, кто едет к месту лечения, - специальный талон, который выдается органами социального обеспечения. Хотелось бы отметить, что оплату проезда людям, которые имеют право на это, к местам лечения и отдыха, производит Фонд социального страхования. В бюджете на 2005 год Фондом социального страхования выделено 9 миллиардов 570 миллионов рублей, из них 700 миллионов – на проезд. Фонд планирует оздоровить и осуществить лечение порядка одного миллиона граждан из категорий, которые входят в федеральный перечень льготников. Все эти граждане будут иметь право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

– А что ожидать военным?

– В соответствии со статьей 20 Федерального закона о статусе военнослужащих, последние имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом в ряде случаев. При этом военнослужащим выдаются воинские перевозочные документы (требования), по предъявлении которых в билетную кассу вместе с документами, удостоверяющими личность, производится оформление безденежных проездных документов.

– Каким образом льготы будут распространяться на участников боевых действий?

– Федеральным законом «О государственной и социальной помощи» определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит бесплатный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения. Ветераны боевых действий являются получателями таких социальных услуг.

– Что предусматривает закон в отношении школьников и студентов?

– Вопрос в отношении льготного проезда в железнодорожном пригородном сообщении школьников и студентов в настоящее время решается в Правительстве Российской Федерации.

– Ну, с федеральными льготниками, вроде бы, все понятно. А вот как будет решаться вопрос с пользователями льготных услуг, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации, и осуществляется за счет бюджетных средств регионов?

– Законодательство определило следующие категории льготников регионального уровня: ветераны труда, труженики тыла, дети-сироты (за исключением тех, что обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях), жертвы политических репрессий, социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, малоимущие семьи, а также малоимущие, одиноко проживающие граждане, люди награжденные знаком «Почетный донор». Все они должны обеспечиваться мерами социальной поддержки на основе соответствующих областных законов, имеющих силу только в пределах своих регионов. Однако, в 2005 году не все граждане этих категорий смогут воспользоваться своим правом на льготный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а только ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий, а по Воронежской области, кроме того, члены семей военнослужащих, погибших в мирное время. Это связано с отсутствием в региональных бюджетах средств, необходимых для денежного обеспечения льгот.

– Придется ли региональным льготникам платить за проезд в железнодорожном пригородном движении?

– Все зависит от местных законодателей. Не все области, входящие в зону обслуживания ЮВЖД, в настоящий момент приняли соответствующие законы, сориентированные, кстати, на «монетизацию» льгот, то есть на предоставление социального пакета пользователям таких услуг в денежном выражении. Как распорядиться этими деньгами – на оплату ли услуг здравоохранения, коммунальное обеспечение, проезд в городском транспорте либо поездки в электричке – решать самим льготникам. Аналогичные законопроекты находятся в стадии рассмотрения в областных законодательных собраниях. Регионы  склоняются к тому, чтобы узаконить на своих территориях по большинству категорий монетизацию льгот. Исключение составляет Белгородская область, которая намерена предоставить своим пользователям льготных услуг бесплатный или частично оплачиваемый проезд в железнодорожном пригородном движении за счет отдельной строки в бюджете на 2005 год, заложенной на покрытие выпадающих доходов ЮВЖД от перевозок такой категории пассажиров. Если закон будет принят, ЮВЖД как представитель ОАО «РЖД» заключит с Белгородской областью договор, аналогичный тому, который мы уже имеем между компанией «Российские железные дороги» и Агентством по здравоохранению и социальному развитию.

– Получается, что льготные категории населения тех регионов, у которых не будет договоров с железной дорогой, должны будут крепко подумать: на что истратить денежную выплату предоставленного им соцпакета?

– Получается, что так. Однако я хотел бы отметить одну важную особенность, которая предусмотрена законом. Монетизация подразумевает, что граждане вправе воспользоваться или деньгами и потом за эти деньги приобретать социальные услуги, или получать социальную услугу в виде ее натурального выражения – например, бесплатного проезда в пригородном железнодорожном сообщении. Но такое право выбора гражданину будет предоставлено, начиная с 2006 года. Сегодня же мне хотелось бы донести до населения следующее: железные дороги не могут самостоятельно предоставлять кому-то льготы или отменять их – это дело федеральных и региональных властей. Мы же просто перевозчики, и наша функция – возить пассажиров в соответствии с действующим законодательством. А ситуация в настоящий момент складывается таким образом, что с 1 января 2005 года подавляющее большинство региональных льготников, жителей регионов обслуживания ЮВЖД (а их на дороге свыше 1 миллиона 700 тысяч человек) будут оплачивать полную стоимость проезда в железнодорожном пригородном сообщении.

Следует признать, что населению сегодня недостает информации о тех социальных правах, которые ему гарантируются.

– Да, действительно, недостаток информированности чувствуется. Поэтому одна из основных задач органов власти, социальной защиты, фондов пенсионного, социального страхования всем вместе позаботиться о том, чтобы донести эту информацию до людей любыми возможными способами. В связи с этим на Юго-Восточной железной дороге сегодня предпринимается ряд мер по информированию пассажиров - потребителей указанных видов услуг на железнодорожном транспорте: проведено обучение билетных кассиров, вниманию пассажиров предлагается разъяснительная информация, размещенная на специальных стендах и транслируемая по громкоговорящей связи на вокзалах. Кроме того, вопросы, касающиеся предстоящей «монетизации» льгот, люди могут задавать по телефону «горячей линии» ОАО «РЖД»: 8-095-262-50-50, который работает круглосуточно. Можно звонить из любой точки страны бесплатно. Открыты справочные телефоны и на ЮВЖД: служба пригородных перевозок – 65-82-40, вокзал станции Воронеж-1 – 65-31-25, вокзал станции Воронеж-Курский – 65-80-53, вокзал на станции Россошь – 9-03-32, вокзал на станции Елец – 3-31-09, вокзал на станции Белгород – 30-25-19, вокзал на станции Ртищево – 9-24-32, вокзал на станции Балашов – 9-32-49.