- Новая картина - мелодрама с элементами комедии, - рассказывает актриса. - Моя героиня - преданная мать, любящая жена, всячески старающаяся помочь своему мужу, актеру, которому после долгого отсутствия так трудно войти в новый ритм жизни российского кино. Но вдруг появляется человек, испытывающий к ней далеко не дружеские чувства. Лиле, как и любой женщине, это приятно, но она понимает, что дальше легкого безобидного флирта она не пойдет: семья для нее - превыше всего...
- Как и для вас?
- Естественно. Нас, актеров, часто спрашивают, что мы привносим в ту или иную роль своего, личностного. Прежде всего, наверное, внешность. А в плане эмоций и чувств приходится идти за сценаристом и режиссером. Хотя в фильме "Узкий мост" и внешний облик у героини я попыталась сделать отличным от моего, придать ему большую мягкость. Потому что актрису Лидию Вележеву принято воспринимать роковой женщиной, обладающей суперсилой. А здесь - совершенно противоположный образ.
- В Вахтанговском театре у вас скоро премьера. Тоже новое амплуа?
- Да, 30 декабря предстану перед зрителями в характерной роли в спектакле "Мадемуазель Нитуш", режиссера Владимира Иванова. Спектакль обещает быть ярким, праздничным, веселым, возрождающий истинный дух вахтанговского театра.
- Вы не любите, когда затрагивают вашу личную жизнь. Но актер - все-таки профессия публичная. Ваш муж - актер и продюсер Алексей Гуськов, двое сыновей... Счастливая семья - это своего рода реклама нормального образа жизни на фоне массовой пропаганды различных нетрадиционных методов общения?
- Мы не можем быть идолами для подражания. Хотя, если кому-то пример нашей семьи поможет - будем только рады.
А то, что сейчас становится все больше разводов, мне кажется, виноваты не СМИ и не плохая жизнь. Просто многие стали считать, что все кругом друг другу должны: муж, жена, государство... А что ты сам сделал для того, чтобы было лучше, чтобы сберечь семью, отгородить своих близких от неприятностей?
- Настоящий актер на площадке стремится полностью превратиться в своего героя. А не трудно потом выйти из образа?
- Все дело в профессионализме. Если актер продолжит играть свою роль вне сценической площадки, дело добром не кончится. Если бы я постоянно ходила в образе роковой Настасьи Филипповны из "Идиота", то в будущем меня ожидал бы сумасшедший дом.
- Если у актера или актрисы "вторая половина" не связана с актерской профессией, ревности избежать трудно?
- Но ведь все, что мы делаем на экране, - не пошло. Я имею в виду объятия, поцелуи. Кстати, у нас ох, как много всевозможных наработок, как не целоваться по-настоящему. Что ж вы думаете, что в кино, крупным планом у нас всамделишные проявления страстей? Хотя, может быть, кто-то и делает это всерьез. Я же стараюсь избегать подобного реализма...
- На днях, выступая на телевидении, Алексей Гуськов много говорил о вас и только хорошее, а что вы можете сказать о нем?
- Мне очень приятно было слышать его слова. Я очень горда, тем, что Леша мой муж. Именно он научил меня никогда не просить, делать свою работу честно, а сделав ее, не просто пожинать лавры, а жить, учиться и придерживаться только хорошего. Леша мне очень помогает и в творческом, и в бытовом плане, во многом он - мой учитель.
- Обидно бывает слышать высказывания, что получить ту или иную роль вам помогает муж-продюсер?
- Не хочу оправдываться. Могу только сказать, что, если есть какая-то работа, он может сообщить: для тебя роль. Не больше. Он никогда не скажет: "Я запускаю картину с условием, что в ней будет играть моя жена". Если я не устрою режиссера, мне вежливо укажут на дверь. Я и мой муж - две самостоятельные личности.
- Существует версия, что вторую серию "Идиота" Иван Пырьев не снял потому, что нервы у актеров стали не выдерживать накала страстей. А как было во время съемок современного "Идиота"?
- Я знаю другую версию: Пырьев увидел, что актриса, играющая Аглаю, со своей ролью не справится. А насчет накала страстей, естественно, на съемках фильма по произведению Достоевского он есть. Не зря у меня произошел срыв во время съемок дня рождения, когда при включенной камере я, произнеся фразу, разрыдалась, и эти рыдания перешли в настоящую истерику, прошло время и я поняла, почему: Бортко дал мне задачу показать лаву эмоций на грани выплеска, но не выпускать ее наружу. И вот в один момент эмоциональный градусник показал тысячу градусов. И я не выдержала.
- Ваша Настасья Филипповна вызвала множество споров как у критиков, так и у зрителей...
- Пусть спорят. У каждого свое видение. Некоторые представители старшего поколения не могли представить иную Настасью Филипповну, нежели сыгранную Юлией Борисовой. В самый разгар съемок Юлия Константинова спросила о моей роли. Я сказала: "Играю не так, как играли вы". На что она ответила: "Правильно, потому что так играть нельзя и не надо". Я поняла, что мы на верном пути.