Инвалиды хотят работать

В 2003 году количество инвалидов в России увеличилось на миллион. А общее количество людей с ограниченными возможностями превысило 12 миллионов. И глубокое заблуждение считать, что речь идет только о стариках. Половина из впервые признанных инвалидами - люди трудоспособного возраста. Значит, речь идет не только о сохранении их здоровья, но и возможности работать, жить полноценной жизнью.

 

В числе причин, ведущих к развитию инвалидности, львиную долю составляют болезни сердца и сосудов, раковые заболевания, заболевания суставов, последствия травм и отравлений. Постепенно в стране сформировалась целая армия инвалидов вследствие психических расстройств, включая алкоголиков и наркоманов. Подавляющая их часть - люди моложе 50 лет. Неуклонно растет детская инвалидность. Еще немного, и на фоне общей депопуляции населения численность детей-инвалидов в России перевалит за миллион.

Росту числа инвалидов способствует не только ухудшение качества жизни и рост заболеваемости. Есть еще одна существенная причина: приобретение статуса инвалида и соответствующих льгот для миллионов людей стало своеобразной палочкой-выручалочкой в борьбе за выживание в рынке.

Подходы государства к решению проблем инвалидов заметно меняются. Еще в 1995 году был принят революционный по тем временам Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ". Взамен государственного патернализма советского периода миллионы людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, получили возможность реабилитироваться, чтобы работать и чувствовать себя нужными обществу. В этом смысл превентивной социальной политики. Ведь не секрет, что нагрузка на экономически активную часть населения постоянно растет. С учетом демографической ситуации в нашей стране уже в обозримом будущем эта нагрузка может стать непосильной, и власть столкнется с еще более серьезными проблемами.

Но спустя почти десять лет после введения закона о защите инвалидов приходится констатировать: коренным образом улучшить ситуацию не удалось. Более половины инвалидов в нашей стране, несмотря на принимаемые меры социальной поддержки, живут за чертой бедности, остальные еле сводят концы с концами. Специалистам абсолютно ясно, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов политика безадресных льгот не оправдывает себя и должна уйти в прошлое. Но что предложено взамен?

Началось реформирование социальной сферы, межбюджетных отношений, административная и налоговая реформы. Все это вызывает у населения, в том числе и у инвалидов, вместо бури восторга тихий ропот. Почему? Вроде бы федеральный центр принял на себя основное бремя социальной поддержки инвалидов - и денег на них больше тратить будут, и внимание к ним повысится, - однако инвалиды насторожены.

Причина очень проста. Распределить между нуждающимися мешок денег, даже очень грамотно, не значит добиться социального результата. Ошибки и шероховатости замысла и реализации реформы могут стать роковыми для тех, кто беззащитен и беден.

Вот только один пример. Выплаты пенсий инвалидам с 1 января 2004 года осуществляются в зависимости от степени ограничения трудоспособности. Иными словами, если инвалид-колясочник найдет официальную работу, например, бухгалтером в родном ДЭЗе с зарплатой аж 3 тысячи рублей, он может запросто лишиться пенсии по инвалидности. Вот такой утилитарный подход к инвалидам как к рабочей силе составляет сегодня теоретическую основу важнейшего для государства закона.

Правда, чтобы уменьшить размер гарантированных государством доходов по инвалидности, надо установить, что инвалид работает. Но и здесь государство не промахнулось. Для получения льгот в натуральной или денежной форме инвалиду необходимо иметь индивидуальную программу реабилитации. Это влечет за собой необходимость посетить учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ), а там первый вопрос: работаешь? Вот круг и замкнулся. Ну не абсурд ли?

Кроме того, с 1 января 2005 года учреждения государственной службы МСЭ переходят в ведение федерального центра. Для обеспечения большей независимости экспертов лучше не придумаешь. Но инвалиды и здесь озабочены. Хватит ли заложенных в федеральном бюджете денег на обеспечение деятельности всех учреждений? Не произойдет ли столпотворений в вечных очередях на освидетельствование?

О льготах. Почему чиновникам сохранены льготы в натуральной форме, а инвалидам щедро отвалили почти 200 млрд. рублей? Естественно, инвалиды ищут подвох, слишком много было невыполненных обещаний за последние 10 лет - ну не верят они чиновникам, и все тут!

Поверить действительно трудно. Например, всем обещано бесплатное санаторно-курортное лечение по цене 400 рублей за один день пребывания в санатории. Говорят, руководители здравниц стали в очередь на получение госзаказа - выживать- то надо! Вот только как выкручиваться, продавая государству путевки по ценам ниже себестоимости? Министр Михаил Зурабов не раз заявлял, что благодаря участию в государственной программе санатории получат стабильное наполнение в межсезонье, и потому даже такие расценки для них выгодны. Ну а если все-таки концы с концами не сойдутся? Выход один - перенести убытки санаториев на летние коммерческие тарифы на путевки, то есть на всех остальных отдыхающих.

Еще один острейший вопрос. Как сделать, чтобы инвалидам и людям, причисляемым к так называемым маломобильным группам населения (пожилые, дети, беременные женщины), были доступны не только больницы и аптеки, но и театры, библиотеки, общественные здания. Без этого не обеспечить их конституционные права на образование, труд, пользование культурными ценностями. Слишком много барьеров создано для этих людей. Специальные архитектурно-строительные нормы так и остались рекомендательными. Предложения ввести их в разряд общестроительных норм и правил властью не услышаны. А ведь речь идет о 40-50 миллионах человек!

Мало кто знает, что ежегодно в нашей стране протезно-ортопедическую помощь получают более одного миллиона человек. Сегодня ее оказывают более 150 предприятий, из которых примерно половина - государственные. Инвалидам такая помощь предоставляется бесплатно. Социальная реформа меняет действующий порядок оплаты этой помощи - с 1 января 2005 года финансовые средства на ее оказание будут направляться через территориальные фонды социального страхования. В общем, в условиях выстраивания вертикали власти идея не лишена здравого смысла. Но не обернется ли реорганизация, как это часто у нас бывает, неразберихой, когда люди не будут знать, куда идти, к кому обращаться? Причем еще раз подчеркиваю, речь о людях, которым трудно порой двигаться, для них протезно-ортопедические изделия не просто "часть" их тела, а важнейший элемент компенсации утраченных функций.

На последнем Пленуме Центрального правления Всероссийского общества инвалидов предлагаемые правительством перемены оценивались весьма критически, но корректно и сдержанно. Говорилось, в частности, о том, что государственная поддержка общественных организаций инвалидов, являющаяся в развитых странах неотъемлемой частью социальной политики государства, у нас в стране еле теплится. Регулярные встречи представителей инвалидной общественности с высшей властью - хорошая традиция. Но появляющиеся по их итогам перечни поручений зачастую "замыливаются" чиновниками и не доводятся до конечного результата.

Интеграция инвалидов в общество и обеспечение им независимой жизни - вот то главное, к чему нужно стремиться. И чтобы быстрее к этому прийти, нужно для начала установить эффективный диалог между властью и общественностью. Именно партнерство поможет выработать согласованные и оптимальные решения.