Михаил Козырев: "У нашего телевидения есть диагноз - "паранойя"

- Михаил, скажите честно: вам что, стало тесно в рамках радиоэфира? Почему вы вдруг занялись телевизионными проектами?

- Во-первых, не совсем "вдруг". И прошлогодняя передача "Неголубой огонек" на Ren TV тоже не была первой попыткой. Если вы помните, то в 1996 году на НТВ была такая передача "Сумерки", которую, правда, быстро закрыли. Для своего времени она была достаточно революционной. Но тем не менее это одна из первых наших попыток сломать стереотипы, насаждаемые с экрана. А что касается моей работы на телевидении в целом, то это не есть самоцель. Просто это интересно мне и той команде единомышленников, с которыми мы работаем. Тем более что те проекты, которые мы запустили на телевидение, разработаны в том же сегменте, что и "Наше радио", то есть полный уход от "попсы" и пошлости. Если вы заметили, то у нашего телевидения есть вполне определенный диагноз - "паранойя". И она заключается в том, что на какую кнопку ни переключи, на всех каналах одни и те же лица. Приевшиеся звезды поют одни и те же песни и повторяют одинаковые шутки...

- Как вы думаете, почему Михаил Козырев эту "паранойю" замечает, а остальные продюсеры нет?

- А кто вам сказал, что они этого не замечают? Все всё прекрасно понимают. Но только, например, Константин Эрнст работает там, где он сейчас работает, а Михаил Козырев делает "Наше радио". Я лично глубоко убежден, что наше современное телевидение выполняет одну большую социальную программу, которая состоит из двух пунктов: чтобы народ пасся и молча. Вот вы, наверное, не раз задавались вопросом: "А почему Петросян?". Какому нормальному человеку придет в голову смеяться над несмешными "шутками"? Ответ лежит на поверхности: над этим не нужно думать. Требуется просто потреблять и переваривать. А вот Жванецкий - это уже не так просто. Здесь народ сначала должен подумать, прежде чем рассмеяться, а потом, отсмеявшись, еще раз задуматься над тем, что на самом деле все не так уж и смешно. А, возможно, и придет к мысли, что со всем этим надо что-то делать... Вы же понимаете, что многим было бы спокойней, если бы большинство из зрителей просто потребляли тот комбикорм, который им предлагают с экрана.

- Почему в программу "Первая ночь с Олегом Меньшиковым" вы решили пригласить артиста, который не имеет никакого отношения к миру телеведущих и еще очень закрытый человек?

- Действительно, Олег Меньшиков никогда ничего не вел. Телевидение для него субстанция странная и непонятная. Он живет в своем мире. И это-то и составляет для меня его главную ценность как телеведущего программы, которая по нашему замыслу должна выйти за рамки того, что уже есть на телевидении.

Но дело еще и в том, что Олег - мой личный друг. И я прекрасно знаю, какой небесной аурой обладает этот человек, как он прекрасен в общении, как завораживает своей игрой на фортепиано.

- Трудно было его уговорить на съемки передачи?

- Это была целая эпопея. Сначала я долго общался с Зоей Богуславской - продюсером Олега. Показывал английский аналог нашего проекта. После чего она мне сказала примерно следующее: "Если есть человек, который сможет достойно провести эту передачу, то это, безусловно, Меньшиков. И если есть кто-то, кто смог бы его уговорить, то это - ты".

- И как же вам удалось договориться?

- На это ушло примерно два часа нашего личного общения. Я буквально в красках и в лицах рассказывал и показывал на себе, как все должно быть. Олег за всем этим молча наблюдал, а потом взял и согласился.

- А теперь, когда новогодняя программа вышла, какой резонанс? Получили ли вы тот продукт, который изначально задумали?

- Да, безусловно.

- Это ваше личное мнение?

- В том числе и мое. Хотя я нормальный человек и имею свойство тоже, что называется, смотреть по сторонам. Я видел реакцию моих друзей и тех людей, чьему мнению я доверяю. И исходя из этого понял: получилось.

- А откуда взялось такое недвусмысленное название вашей передачи?

- Ой, это просто один из вариантов, который мы выбрали. Но я и сейчас убежден, что и название вполне изящное, и передача тоже удалась. По крайней мере мне не было за нее стыдно перед друзьями.

- А за какие-то другие проекты приходилось краснеть?

- Не то чтобы краснеть, а вот ощущение "отмотать бы пленку назад" было. Если помните, в прошлом году на НТВ прошел сериал "Деньги", где я тоже выступал как продюсер. Так вот, несмотря на тот великолепный творческий альянс, который присутствовал при его создании, сериал не удался. Знаете, это именно тот случай, когда лебедь, рак и щука тянут воз. Каждый прав, но тянет в свою сторону. Но если уж быть совсем откровенным, то это еще не самая главная моя вина перед человечеством...

- Какая же главная?

- Виноват я в том, что в 1996 году в эфире радио "Максимум" впервые поставил ремейк "Утренняя гимнастика" в исполнении тогда еще никому не известной группы "Руки вверх". А потом у них вышел "Малыш". Помните такое глупое "ля, ля, ля"? И процесс тогда пошел...

- Это то самое "И целуй меня везде, восемнадцать мне уже"?

- Да. И это уже не остановить...

- А какой, на ваш взгляд, должен быть идеальный новогодний эфир?

- А согласитесь, было бы здорово, чтобы в новогоднюю ночь хотя бы на одном из каналов шло реалити-шоу "Ходорковский в одиночной камере".

- Будет ли "Вторая ночь"?

- Это мы посмотрим - еще слишком далеко. Что касается ближайших планов, то именно сейчас я разговариваю с вами из аэропорта Домодедово, откуда вылетаю в Екатеринбург на фестиваль "Старый новый рок". Надеюсь, что мне повезет и этот славный город в очередной раз подарит слушателям новое имя, как в свое время певицу Юлию Чичерину или группу "Смысловые галлюцинации".

Возможность высказаться о наболевшем настолько увлекла продюсера, что в роковую ночь перед Старым Новым годом он, отвечая на вопросы нашего корреспондента, умудрился опоздать на самолет, летящий в Екатеринбург. Проблема решилась под утро, когда Михаилу Козыреву все же удалось уехать. Надеемся, что эта беседа все же не помешает осуществиться его будущим планам.