Оказалось, что из-за отмены льгот и в условиях постоянного роста тарифов ветераны теперь просто не в состоянии оплачивать свои телефонные номера. В связи с этим депутаты поручили профильному комитету Госдумы запросить в мининформсвязи о тарифной политике и планах изменения платежей населения за телефоны в 2005 году.
Между тем нервничают не только бывшие льготники. С 1 сентября по 1 декабря 2004 года поэтапно во всех российских регионах в среднем на 28-30 процентов выросли тарифы за услуги телефонной связи. Цены наращивают межрегиональные компании, управляемые монополистом, "Связьинвестом". Ситуацию прокомментировала по просьбе корреспондента "РГ" начальник управления по регулированию деятельности естественных монополий в области связи Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Галина Жигульская. Она напомнила, что повышение цен на услуги местных связистов разрешено законами "О естественных монополиях", "О связи" и постановлением правительства от 2001 года "О совершенствовании механизма государственного регулирования на услуги связи". Документы, призваны не только защищать потребителей от скачков цен, но и давать возможность компаниям компенсировать свои расходы. Тарифы местной связи должны были еще в течение 2002 года достигнуть уровня так называемых экономически обоснованных затрат.
- А это значит, стоимость абонентной платы могла бы подскочить в 2002 году сразу в три- четыре раза, - поясняет Жигульская, - однако, тогдашний регулирующий орган, министерство по антимонопольной политике (МАП), предложил их постепенно индексировать, чтобы сделать этот процесс менее болезненным для граждан.
Вот только есть одно "но". Само понятие экономически обоснованных затрат не закреплено законодательно. А потому могут быть поставлены под сомнение и действия местных связистов, и самой Федеральной службы по тарифам.
По мнению отдельных экспертов, в настоящее время тарифы операторов уже достигли себестоимости. Более того, по данным за 2003 год, доходы межрегиональных компаний связи , обслуживающих 89 процентов абонентов, выросли на 28 процентов и составили 103 миллиарда рублей. Дороговизну же услуг независимые эксперты связывают прежде всего со значительными расходами операторов на персонал. Компании тратят примерно 30-40 процентов средств на зарплату своих сотрудников, необоснованно раздувая штаты. Еще примерно 15 процентов уходит на амортизацию оборудования. Таким образом, рост цен на местную связь, по сути, становится одним из основных источников доходности телефонных монополистов.
Планируется, что расти цены "за телефон" будут до 2007 года, когда, по прогнозам чиновницы, абонентская плата достигнет своего максимума - не более 250 рублей в месяц. Затем же в соответствии с законодательством федеральная тарифная служба перейдет от практики установления фиксированных тарифов к практике предельного ценообразования. То есть услуги связистов будут отданы на откуп свободному рынку. Это, как считает Жигульская, приведет к повышению эффективности работы компаний, поскольку главным их регулятором будет конкуренция и конкуренты. В частности, те же операторы сотовой связи, которые своими многочисленными "любимыми" тарифами уже подпирают традиционных операторов.
Кстати
Как стало вчера известно, по запросу депутатов, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проверят также обоснованность повышения тарифов с начала 2005 года на жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь.