"Когда и на сколько будут повышены стипендии студентам вузов?" - спрашивает студентка Инна Воронова из Новосибирска.
- Спешу порадовать студентов: господдержка очников увеличивается в 2005 году сразу на 2,6 миллиарда рублей. Повысятся стипендии не только в вузах, но и в техникумах и колледжах. Однако это вовсе не означает, что все стипендии вырастут автоматически. С 1 сентября этого года они будут повышены студентам, достигшим особых успехов в учебе, научной и общественной работе, а также нуждающимся в компенсациях в связи с отменой льгот.
Напомню, что в прошлом году стипендиальный фонд увеличен c 5 до 25 процентов. Из федерального бюджета было выделено 1,8 миллиарда рублей, которые пошли на оказание материальной помощи студентам.
"Останется ли в 2005 году санаторно-курортное лечение для студентов? Будут ли общежития переданы в муниципальное пользование?" - интересуются студенты Тверского госуниверситета.
- Около 420 миллионов рублей из госбюджета пойдет на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Этих денег должно хватить и на оплату труда медперсонала, и на закупку медикаментов, и на питание отдыхающих. Более 1,1 миллиарда рублей будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 миллионов рублей выделяется на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.
Никаких изменений форм собственности общежитий, находящихся в ведении федеральных образовательных учреждений, не планируется.
"Выдержат ли бюджеты регионов передачу на их баланс большой части профессиональных училищ и техникумов, и в каких регионах в связи с этим могут возникнуть проблемы?" - спрашивает Валентин Иванов из Самары.
- Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей переданы с этого года в ведение субъектов РФ. Их перечень был одобрен правительством России, а передача осуществлялась поэтапно вплоть до конца прошлого года.
Акцию такого масштаба Рособразованию и нашим коллегам в регионах довелось проводить впервые. Хотя в некоторых регионах определенный опыт уже был, и, как выяснилось, у него больше плюсов, чем минусов. Так, в конце 80-х - начале 90-х годов, а затем и в 1997 году федеральные училища передавались Нижегородской, Новгородской, Самарской областям и Санкт-Петербургу. Многие училища объединились с техникумами и колледжами, а те в свою очередь с вузами, укрепилась их материально-техническая база.
Помогла передача и трудоустройству выпускников. Например, практически все, кто окончил нижегородские профучилища, оказались востребованными, в то время как средний показатель по стране - 93,9 процента. Там сумели не только повысить зарплаты мастерам производственного обучения, но и увеличили в несколько раз объем финансирования училищ из областного бюджета.
Теперь, после передачи большинства училищ и многих техникумов и колледжей в регионы предстоит следующий и очень важный шаг: до 1 июля должна быть оптимизирована вся сеть учреждений начального и среднего профессионального образования. Процесс, прямо скажем, болезненный, но другого пути у нас нет. Дело в том, что в условиях ухудшения демографической ситуации в стране в ближайшие годы количество выпускников 9-х и 11-х классов будет снижаться. К 2010 году оно сократится на треть.
Мы надеемся, что главным положительным результатом передачи учреждений профобразования в регионы будет приближение училищ, лицеев, техникумов и колледжей к реальным потребностям региональных рынков труда.
Особых проблем в связи с этой передачей не прогнозируем, но Минфин России предусмотрел резерв около 5 миллиардов рублей для оказания помощи нуждающимся регионам по итогам I квартала.
Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год: из него 22 миллиарда рублей переданы регионам. А в целом расходы на образование в этом году вырастут по сравнению с прошлым годом на 122 процента.
"Многие вузы волнует предстоящий конкурс на размещение государственного задания на подготовку специалистов. Когда он будет проходить? Куда и как надо подавать заявки на участие?" - интересуется Владимир Краснов из Перми.
- Этот конкурс пройдет с февраля по апрель. Заявки надо подавать по принадлежности государственного высшего учебного заведения - в ведомство, являющееся его учредителем. Конкурс проводится только для аккредитованных вузов. Финансирование государственных высших учебных заведений предусмотрено на уровне прошлого года.
"Какие вузы примут участие в эксперименте по государственным именным финансовым обязательствам? Министр образования и науки Андрей Фурсенко говорил, что эксперимент по ГИФО в этом году будет расширен. Каковы основные итоги эксперимента прошлого года?" - спрашивает Леонид Ивакин из Москвы.
- Эксперимент по ГИФО начат в 2002 году. И хотя многие оценили его итоги неоднозначно, считаю, что он должен продолжаться, поскольку это способствует реальному обеспечению прозрачных, ясных обществу механизмов финансирования высшего образования. Решение о дальнейшем проведении эксперимента должно быть принято постановлением правительства РФ, в котором также будут определены условия и масштабы проведения данного эксперимента. Так что следите за публикациями в "Российской газете".
Редакция "РГ" предлагает читателям, которых интересуют проблемы образования, задавать свои вопросы руководителям федерального ведомства - министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, руководителю Рособразования Григорию Балыхину и руководителю Рособрнадзора Виктору Болотову. Адрес электронной почты: kobe@rg.ru