Утверждены правила выявления признаков преднамеренного банкротства

Сегодня "Российская бизнес-газета" публикует постановление правительства N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства". Что это за правила и как теперь должны проводиться проверки? За комментарием мы обратились к заместителю директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церену Церенову.

 

- 27 декабря 2004 года правительство Российской Федерации утвердило Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, разработанные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Задачей Правил является определение основных требований к проведению анализа наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Согласно Временным правилам арбитражный управляющий, прежде чем сделать вывод о наличии или отсутствии признаков указанных правонарушений, должен исследовать следующие документы должника: учредительные и бухгалтерские документы, договоры, список основных кредиторов и дебиторов должника, отчеты о проведении оценки бизнеса, сведения об аффилированных лицах, материалы налоговых проверок и другие.

С целью выявления признаков преднамеренного банкротства арбитражный управляющий должен проанализировать динамику коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника (соответствующие коэффициенты определяются исходя из ранее утвержденных правительством правил проведения финансового анализа). Затем он должен провести анализ сделок должника, совершенных в течение 2 лет, предшествовавших подаче заявления о банкротстве, а также сделок, совершенных в ходе дела о банкротстве.

При анализе сделок должника арбитражный управляющий выявляет сделки, несоответствующие рыночным условиям. Какие это сделки? В соответствии с Правилами к таким сделкам относятся сделки, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным. Во-вторых, это сделки, совершенные на заведомо невыгодных условиях, а также сделки по отчуждению имущества, без которого невозможна основная деятельность должника.

Следует отметить, что проверка наличия признаков фиктивного банкротства проводится только в случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению самого должника.

Для установления наличия либо отсутствия признаков фиктивного банкротства также проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника. И если этот анализ коэффициентов свидетельствует о наличии у должника возможности удовлетворить требования всех кредиторов (а именно кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей и причем без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности), то делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

Кроме самого порядка выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства Правилами определен порядок подготовки арбитражным управляющим заключения о проверке наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Такое заключение должно быть предоставлено в органы предварительного расследования в случае установления фактов причинения крупного ущерба.

Утверждение Правил проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства позволит повысить эффективность деятельности арбитражных управляющих в части выполнения функций, возложенных на них законом о банкротстве. Мы надеемся, что наличие таких правил станет основой не только для выявления, но и для предотвращения преступлений в сфере банкротства, связанных с фиктивным и преднамеренным банкротством.