ФАС победила правительство Москвы в суде

Суть в том, что столичные власти предоставили ОАО "Московская нефтяная компания" (сегодня оно именуется ОАО "МНГК") исключительные права на получение земельных участков под строительство автозаправочных станций без конкурса. Основание - правительство Москвы является соучредителем этой компании и потому право пользования земельными участками предложило в качестве своей доли в уставном капитале. Комиссия ФАС усмотрела здесь нарушение сразу нескольких законов: Закона о конкуренции, Земельного кодекса, а также городских правовых актов. Однако столичные власти не согласились с этим и обратились в арбитражный суд, который принял решение в пользу ФАС. Правительство Москвы обжаловало это решение в апелляционном арбитраже, и вновь суд подтвердил правоту антимонопольной службы.

Напомним, муниципальная земля, особенно в крупных городах, сегодня остается чрезвычайно привлекательным объектом. И для чиновников, ее распределяющих, и для предпринимателей. По данным Федеральной антимонопольной службы, 98 процентов земельных участков распределяются не на открытых торгах, а в кабинетах. В результате земельные участки монополизируются, и все, что на них появляется, резко вырастает в цене. Это особенно заметно в жилищном строительстве, где в первую очередь по этой причине происходит неоправданное удорожание новостроек.

Проблема недавно обсуждалась на заседании правительства. Тогда руководитель ФАС Игорь Артемьев дал понять, что антимонопольная служба даже в условиях нынешнего законодательства, отнюдь не идеального, способна навести порядок, по крайней мере в деле законного распределения земель.

Комментируя "РГ" ситуацию в столице, начальник Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев пояснил:

- Земельный кодекс не дает возможности местным властям вкладывать в качестве своей доли в уставный капитал право пользования земельными участками. Он предусматривает лишь два варианта распоряжения земельными участками для коммерческого использования: это приватизация участков и их аренда. Все. Правительство Москвы утверждало, что речь идет о приватизации. Но приватизация - это возмездное отчуждение имущества. А в данном случае никакого возмездного отчуждения не было. Это первое.

Второе - у нас есть Закон о конкуренции, статья 7 которого не допускает предоставления льгот или преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Хозяйствующим субъектам должен быть обеспечен равный доступ к земельным участкам, то есть на торгах. Кроме всего прочего, есть еще постановление правительства г. Москвы, которое также нарушено в данном случае. Но это уже вторично по отношению к федеральному закону, - считает Михаил Евраев.

Эта победа настолько вдохновила антимонопольщиков, что они начали слать во все концы письма с подробным изложением тяжбы со столичным правительством. Для территориальных подразделений ФАС эта информация должна послужить руководством к действию, а для местных властей - предостережением: мол, если они будут поступать так, как московские власти, антимонопольщики непременно доберутся и до них.

Как надеются в ФАС, московский судебный опыт прежде всего должен повлиять на такой прибыльный и потому коррумпированный рынок, как жилищное строительство. Чудовищные цены на жилье, считают в антимонопольной службе, имеют три серьезные причины. Первая - непрозрачность в распределении участков. Вторая - дефицит инженерно подготовленной земли в городах. Третья - непрозрачность в проведении коммуникаций, то есть инвесторы изначально не знают, по какой цене, в какой срок они могут провести коммуникации. Все это находится в ведении местных органов власти.

- Благодаря этим трем причинам по всей стране создаются фактически закрытые строительные клубы, - говорит Михаил Евраев. - То есть строители Петербурга не могут работать в Нижнем Новгороде, а тех, в свою очередь, не ждут в Северной столице. Едва ли не исключением остается стройкомплекс Москвы, который возводит дома во многих регионах, но это происходит только в том случае, если договорится с местными элитами. У нас нет единого экономического пространства в стране в строительной сфере. И главное в том, что непрозрачен процесс распределения земельных участков. Мы провели мониторинг и выяснили, что только в 2 процентах случаев проходят торги по земле, в остальных случаях земля практически отдается аффилированным с администрациями структурам. Пора здесь наводить порядок. И мы серьезно намерены этим заняться. 98 процентов - критичная цифра. Даже инвесторы к нам не обращаются с жалобами. Потому что они не верят, что существуют правовые основы для восстановления их прав в том случае, если земельный участок был передан кому-то другому и они тоже на него претендовали. То есть люди не верят, что возможно добиться равного доступа к земле. На основе этого судебного прецедента, который появился по Москве, мы хотим выстроить систему защиты прав инвесторов в земельной сфере в регионах.

Антимонопольщики надеются, что их борьбе должны помочь поправки в Земельный кодекс, которые в этом году должны вступить в силу. Предоставление участков под жилье должно осуществляться исключительно на аукционах. Ожидается, что это должно дать толчок для развития конкуренции, что в конечном счете приведет к снижению цен на рынке жилищных новостроек.

Формально у правительства Москвы есть возможность обратиться с кассационной жалобой еще и в Высший арбитражный суд. Но поскольку две судебные инстанции уже приняли решение не в их пользу, то антимонопольщики

льстят себя надеждой, что они найдут поддержку и в высшей инстанции. Эксперты считают, что в этом случае у них будут развязаны руки для наведения порядка в регионах.