На электричках - все относительно спокойно. После отмены бесплатного проезда и перехода на денежную компенсацию льгот никто не штурмует турникеты на железнодорожных станциях, не вступает в рукопашный бой с контролерами. Да и пассажиров не стало меньше, наоборот, прибавилось на 10 процентов. Почему же на других видах транспорта реформа льгот вызвала такую бурю негодования?
- Железнодорожники обо всем позаботились заранее, - начал разговор министр транспорта России Игорь Левитин. - На пригородных сообщениях введен единый билет, с которым федеральный льготник может ездить в любом регионе страны. "Стоит" он для перевозчика 40 рублей. Конечно, эти деньги не покрывают всех затрат на пригородные пассажирские перевозки, но железнодорожники хоть их стали получать. Ведь раньше за льготников практически никто не платил. Региональные и муниципальные бюджеты недополучали из-за этого более 40 миллиардов рублей в год.
- Что мешает ввести такой единый социальный билет на других видах транспорта?
- Главная проблема в том, что наш транспорт экстерриториален. Автобус, едущий, например, из Москвы в область, не может высадить пассажиров у МКАД, он должен довезти их до пункта назначения.
Кроме того, автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо, маршрутные такси, метрополитены находятся в разной собственности - региональной, муниципальной, частной. Думаю, до недавнего времени руководители регионов не до конца понимали вопросы взаимодействия своих хозяйствующих субъектов, которые работают на общественном транспорте. Однако должны были вопросы предусмотреть. Надо было муниципальным образованиям и областным администрациям заключать между собой договоры на обслуживание пассажиров. Минтранс предлагал всем им договориться между собой, чтобы не возникли те проблемы, с которыми люди сегодня столкнулись.
Мы еще раз направили свои рекомендации в правительство. На мой взгляд, надо вводить в обращение единые региональные проездные билеты в городском и пригородном транспорте. А там, где необходимо, как, например, в Москве и Московской области, по всей видимости, подумать о межрегиональном едином билете. Органы социального обеспечения будут покупать их у транспортных организаций и распространять среди льготников. Цену такого билета, на наш взгляд, должны устанавливать региональные власти.
Кстати, в эти дни я разговаривал со многими руководителями регионов, и, думаю, теперь они поддержат наши предложения. А минтранс готов помочь им выстроить новую систему. На этой неделе мы выезжаем в Уральский федеральный округ, где соберем всех перевозчиков и вместе с работниками социальной сферы, региональной властью будем решать этот вопрос. Пассажир не должен зависеть от наших внутренних проблем. Он должен сесть в автобус и спокойно доехать туда, куда ему надо.
- Однако коль все теперь платят за проезд, "упущенной выгоды" у транспортников нет, значит, они вполне могут их снизить.
- Но есть еще инфляция. На этот год она заложена в размере 8,5 процента. И потому без повышения тарифов на проезд не обойтись. Другое дело, что на федеральном уровне этот процесс контролируется и как-то сдерживается. Но в регионах - свои тарифные комиссии, которые устанавливают цены. У нас есть территории, где билеты в общественном транспорте подорожали до 25 процентов. Об этом можно только сожалеть. Подозреваю, что там, где так поступили, в результате и льготники пострадают, и перевозчики.
- Зайцев будет много?
- Дело не только в них. Кстати, на железной дороге мы отметили, что количество "легальных" пассажиров в пригородных поездах действительно увеличилось. То есть те, кто ездил по поддельным удостоверениям или вообще без билетов, теперь не могут этого делать. То же самое и в автобусах. Я разговаривал с губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским - у них сегодня, по сути, нет безбилетных проездов. Так что те, кто позаботился обо всем заранее, сегодня не испытывают серьезных проблем.
Да и транспортники выиграют от новой системы. Увеличится частота поездок, пойдет прибыль. Можно будет приобретать новые транспортные средства, перейти на более частый график движения. Впервые за долгие годы мы сможем всем этим заняться.
На этой волне, когда у перевозчиков появятся наконец деньги, есть шанс решить еще одну проблему - поднять нашу промышленность по производству автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро. Что минтранс здесь предлагает? Чтобы государство дотировало перевозчикам кредитную ставку, если средства берутся на приобретение нового транспортного средства. Не всем, конечно. Только тем, кто, во-первых, по договоренности с регионом не будет повышать тарифы на свои услуги, допустим, в течение года. А во-вторых, закажет транспорт на российских предприятиях. Таким образом мы сможем решить сразу две проблемы: поднять промышленность и удержать тарифы в приемлемых рамках. В противном случае все эти долгожданные деньги уйдут на приобретение подержанного транспорта за границей, а цены на билеты продолжат непредсказуемый рост.
- А как вы относитесь к тому, что многие регионы стали отказываться от реформы льгот на транспорте?
- Это неправильно. Было принято решение, мы все вместе об этом договорились, встречались с губернаторами. И опять уходим в бесплатный проезд? Тогда очень скоро мы вновь вернемся в замкнутый круг старых проблем.
Билеты подорожали
Санкт-Петербург - с 7 рублей до 10 рублей (наземный городской транспорт), с 8 до 10 рублей (метро).
Хабаровск - с 7 до 9 рублей.
Москва - с 10 до 11 рублей (наземный городской транспорт), с 10 до 13 рублей (метро).
Цены остались прежними
В Воронеже, Ярославле, Вологде, Мурманске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Новосибирске, Омске, Красноярске, Кемерове, Владивостоке.
Сохранился бесплатный проезд
Для льготников Москвы (по "социальной карте москвича"), Ярославля, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону.
В Санкт-Петербурге (только инвалидам - слепым и с нарушением опорно-двигательного аппарата).
В Омске, Уфе и Владивостоке - до 1 февраля 2005 года.
В Тюмени, Челябинске, Красноярске, Кемерове - на 2005 год.