Одним из самых проблемных регионов в этом плане оказалась Калининградская область. Здесь традиционно много военнослужащих. Плюс милиционеры, судебные приставы. И буквально с самых первых дней нового года людям в форме, отправлявшимся на службу, начали в буквальном смысле выкручивать руки.
Героем первого громкого скандала - с задержанием автобуса, роспуском пассажиров и составлением на кондуктора протокола об административном правонарушении - стал сотрудник милиции. Он отказался платить за проезд в автобусе, мотивируя отказ тем, что находится при исполнении служебных обязанностей. А когда кондуктор не согласился с его доводами, пассажир вызвал наряд вневедомственной охраны, который и преградил дорогу автобусу. Когда конфликты между милиционерами и кондукторами приобрели массовый характер, автоперевозчики обратились с запросом в прокуратуру области: в каком случае милиция имеет право ездить бесплатно?
Как выяснилось из официального ответа прокурора области Владимира Зиныка, правом бесплатного проезда сотрудник милиции может воспользоваться только в случае сопровождения задержанного. Кроме того, прокурор порекомендовал руководителям транспортных предприятий подать официальную жалобу, чтобы наказать виновников конфликтов.
Одновременно в пресс-службе областного УВД корреспонденту "РГ" сообщили, что ситуацию с проездом в общественном транспорте сотрудников правоохранительных органов попытаются разрешить в ближайшее время: в управление пришла телеграмма из МВД с предписанием принять меры по компенсации затрат на проезд. Оказалось, что еще в начале декабря министр внутренних дел подписал приказ о выплате сотрудникам ведомства ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы. Надбавки, как предусмотрено приказом, должны учитывать в том числе разъездной характер работы и связанные с ним затраты на проезд. Правда, пока калининградские милиционеры ничего не получили. Такая же ситуация, судя по звонкам в редакцию, и в других регионах. И тут ничего удивительного: надбавки вводятся с 1 января 2005 года, а январское жалование выдадут только в феврале.
Как стало известно вчера, мэр Калининграда Юрий Савенко с начальником областного УВД Сергеем Кириченко выработали "пожарный" план, как обеспечить проезд милиционеров по городу без ущерба для их кармана: в отделах внутренних дел сотрудники будут получать специальные талоны и ездить по ним бесплатно. Как отметил мэр, прочие специальные службы - УИН, таможня, прокуратура, ФСБ и другие - пока этот вопрос не поднимают.
Но служба идет. Как и у военных. И в этой службе не может быть перерывов. Около 500 офицеров и мичманов Балтийского флота флота живут в Балтийске и ежедневно ездят в Калининград. Надбавку за проезд им определили в 600 - 700 рублей. Но реально, как говорят моряки, на дорогу в месяц им требуется не меньше двух тысяч рублей. Руководство Балтфлота сделало попытку решить проблему проезда хотя бы в пригородных электричках, обратившись с соответствующей просьбой к президенту "Российских железных дорог" Геннадию Фадееву. Однако пресс-служба Калининградской железной дороги утверждает, что никакой договоренности между БФ и железной дорогой не имеется и военнослужащие обязаны приобретать билет за полную стоимость.
Как сообщил в понедельник на пресс-конференции помощник председателя правительства РФ по вопросам социальной защиты военнослужащих Владимир Шаманов, в России 28 процентов военнослужащих находятся за чертой бедности, тогда как в среднем по стране этот показатель составляет около 20 процентов. Серьезным ударом по социальному статусу военнослужащих помимо упразднения 50-процентной скидки на оплату жилья и пользование телефоном стала отмена бесплатного проезда, считает Владимир Шаманов. Он не исключает, что в отношении военнослужащих на закон о монетизации натуральных льгот следует наложить мораторий.
Впрочем, как сообщают информагентства со ссылкой на пресс-центр МВД, сейчас рассматривается вопрос о возможности бесплатного проезда в общественном транспорте сотрудников внутренних дел в форменной одежде. Но такие решения будут скорее всего приниматься на уровне регионов.