День рождения юбиляр проведет на сцене Петербургского Большого драматического, где он играет уже 40 лет, в роли сэра Сэмюела Пиквика в знаменитом спектакле Георгия Товстоногова "Пиквикский клуб". А первую в своей жизни роль он сыграл в 14-летнем возрасте - невольника в спектакле "Хижина дяди Тома" севастопольского ТЮЗа.
- Я еще раньше узнал вкус славы, - рассказывает актер. - Когда учился в 4 классе, прочитал на вечере чеховский рассказ "О вреде табака". Все смеялись! На уроках всегда смешил одноклассников, учителя жаловались, что я мешаю детям заниматься.
-А где вас впервые увидел Товстоногов? В какой роли?
- В "Ансамбле пяти морей", который организовал Исаак Дунаевский. Он собирал лучшие силы мобилизованных на войну - скрипачей, балетных. Ансамбль просуществовал до 1943 года. Я окончил театральный институт в 41-м, когда сдавал экзамен по марксизму-ленинизму, пришло сообщение о начале войны. Пошел служить на флот. В 1946 году демобилизовался и поступил в Ленинградский театр комедии. А Товстоногов увидел меня, когда мы с ансамблем выступали в Тбилиси. Он был там худруком Русской драмы.
- Вы что, пели?
- Я вел концерт.
- И в конферансье он разглядел артиста, нужного ему в труппе?
- Да. А познакомились мы позже, когда он переехал в Ленинград. Я тогда работал в Театре комедии у Акимова.
- И не пожалели, что перешли в БДТ?
- Наоборот! Хотя и Акимов меня не обижал. По существу это была моя школа. Там я сыграл "Ревизора", "Трагика поневоле" - не перечислить всего, что было за 17 лет!.. У меня было три великих режиссера. Мой педагог в институте Борис Вульфович Зон, Акимов, Товстоногов. А из кинорежиссеров - Сергей Бондарчук (я снялся у него в трех картинах) и Михаил Ершов. Первая серьезная роль в кино - "Война и мир", капитан Тушин. До этого были эпизоды. Очень хотелось сыграть трагикомедию. В театре не удавалось, там шли одни комедии. А когда стал сниматься, мне попался очень хороший сценарий - "Африканыч" по повести Белова. Вот и сыграл хорошую трагикомическую роль.
- Вы встречались с Зощенко...
- Когда был еще первокурсником, выбрал для чтения смешной рассказ. А автора даже не знал! Читал его как-то на вечере, вдруг ко мне подошел человек невысокого роста, интеллигентного вида, протянул руку, поблагодарил и сказал: "Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!" Это был Зощенко. С тех пор я с ним больше не встречался. Но когда его травили - у него ведь были плохие времена, - я продолжал читать этот рассказ "Мелкий случай из личной жизни". И читаю его до сих пор. У меня в репертуаре есть еще "Аристократка" и другие рассказы Зощенко.
- Вашим партнером был Сергей Филиппов.
- Да, с Филипповым мы дружили, понимали друг друга на сцене. В Театре комедии я играл Хлестакова, он - Осипа. Очень интеллигентный человек, с большим чувством юмора, а его принимали за босяка, алкоголика - из-за ролей. Это ему не нравилось. Мы с ним любили импровизировать! Играем как-то "Ревизора". Захудалая гостиница, оба голодные. Я сижу ем, а он - за моей спиной. Поел я первое, остатки - ему, принимаюсь за второе - жаркое. Мясо жесткое, никак не разрезать, я его пилю, пилю, кусок слетает с тарелки, ловлю и обратно кладу. Филиппов наблюдает. И вдруг на сцене появляется муха! Он и это обыграл - хвать муху и как бы съел. И смотрит: не достанется ли ему теперь кусок настоящего мяса? Аплодисменты!..
- О семье вашей хотелось бы узнать...
- У меня была жена Татьяна Григорьевна, с которой я прожил 56 лет, она умерла. Очень любила мозаику. И меня заразила. У меня есть две большие картины, мы с ней вдвоем их делали. Часами сидели. Собирали старые пластмассовые разноцветные игрушки, резали их на квадратики и клеили клеем БФ по рисунку на дерево. Она была очень талантливым человеком. После того как ей, актрисе, пришлось уйти из Театра комедии, она решила посвятить свою жизнь мне. Марианна Иосифовна, вторая моя жена, тоже следит за мной, оберегает. У нас дочка Наташа, живет в Италии, муж - итальянец. У них не принято, чтобы женщина работала. Она должна заниматься домашним хозяйством, семьей, любить мужа. Познакомились они на курорте, живут уже 8 лет.
- В свободное время чем сейчас занимаетесь?
- Почитываю книги. Больше - философские. Люблю бывать в лесу. Из сухих веток, что там соберу, потом получаются всякие поделки.
- Дачными делами не увлечены?
- Дача у меня была казенная, но я от нее отказался. Заели комары! На свою дачу денег не было. Да до сих пор народные артисты получают немного. Была машина, я попользовался ею лет 20, накрутил всего 20 тысяч километров. Она почти все время стояла...
- Сами водили?
- Сам. Перевернулся как-то на ней и решил от нее избавиться. Подумал: это боженька меня предупреждает. Лучше пешком ходить - полезнее для здоровья.
- Рассказывают, что недавно вас видели на"Ленфильме"...
- Снялся в эпизоде в фильме молодого режиссера Сергея Потемкина - это его дипломная работа. Я сыграл у него монаха.
- Всего лишь эпизод - и у молодого, неизвестного?
-Я люблю молодежь и всегда, по возможности, помогаю. Это уже вторая работа с Сережей. А первой была главная роль в его дебюте-короткометражке "Машина пришла".
- Как вы относитесь к своему юбилею?
- Очень хлопотно это все. Нужно готовиться, что-то исполнять. Я против того, чтобы юбиляр выступал, пусть бы поздравили - и все... Нет, заставляют работать...
- На сцене вы все, что хотели, сыграли?
- Нет, конечно. Комедийных ролей, верно, было много. Хотелось сыграть философа, ученого - вот такой роли не было. Из любимых ролей - Пиквик. Любил роль птицелова Перчихина в "Мещанах", майора в спектакле "Тоот, другие и майор". Это в БДТ, а в Комедии с удовольствием играл Хлестакова. И еще чеховский рассказ "Трагик поневоле". Я там многое сам придумал. Были сомнения, что зритель не поймет... Ничего подобного. Один московский критик написал: "То, что делает Трофимов, замечательно. Чехов был бы двумя руками - "за".