Первый эшелон обороны
Создать такую военную силу дело не простое. Оно требует комплексного решения задач обороны государства, научно обоснованного прогнозирования характера, форм и способов ведения вооруженной борьбы. Эти критерии определяют роль и место в вертикали управления Вооруженными силами их главного мозгового центра.
Один из родоначальников профессиональной службы Генерального штаба Российской армии генерал А. Жомини, чье имя увековечил в стихах еще Денис Давыдов, когда-то сказал: "Хороший Генеральный штаб для армии столь же важен, как хорошее правительство для народа. Без него можно иметь хорошие полки, но, тем не менее, не иметь хорошей армии". Думаю, что эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Как известно, в ходе недавнего реформирования российского оборонного ведомства видоизменились и задачи Генерального штаба. Ныне он входит в минобороны на правах органа военного управления, занимающегося стратегическим планированием, теоретическим обоснованием обеспечения военной безопасности государства, идеологией строительства, развития Вооруженных сил и военной организации страны в целом, а также координацией деятельности всех войск и воинских формирований в области обороны.
Чтобы принять адекватные меры, обеспечивающие военную безопасность страны, надо в первую очередь своевременно и верно оценить развитие ситуации в мире. Выводы, сделанные по результатам такого мониторинга, ложатся в основу предложений министерства обороны президенту - Верховному главнокомандующему Вооруженными силами РФ. Генеральный штаб проводит в жизнь решения военно-политического руководства страны. Это делается в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными и военными структурами, в первую очередь имеющими в своем составе войска, воинские формирования и органы, а также с российским оборонно-промышленным комплексом.
Не менее важно для нас сегодня участвовать в международном военном сотрудничестве, прежде всего в рамках СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности. Генштаб проводит экспертную оценку договоров по вопросам разоружения и укреплению мер безопасности и доверия, нераспространению оружия массового поражения, проблемам международного терроризма. В тесном взаимодействии с субъектами Российской Федерации решаются и задачи подготовки военно-обученного резерва, восстановления навыков по военной специальности граждан, находящихся в запасе, оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
Приказ - построить армию до 2012 года
В этом году завершается выполнение пятилетнего плана строительства и развития Вооруженных сил РФ. Там названы семь основных направлений деятельности Генерального штаба. Это - определение перспектив совершенствования системы управления Вооруженными силами; поддержание группировок Стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от агрессии против Российской Федерации и ее союзников; дальнейшая оптимизации состава и численности Вооруженных сил с выходом на установленные параметры; увеличение числа соединений и воинских частей, комплектуемых контрактниками; повышение качества оперативной подготовки органов военного управления, боевой и мобилизационной подготовки войск; завершение перехода к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам тылового и технического обеспечения и контроль за реализацией государственной программы вооружения и гособоронзаказа на 2005 год.
Одновременно в Генеральном штабе уточняются приоритеты на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В их основу положена комплексная оценка военно-политической и военно-экономической обстановки в мире и реальные возможности нашего государства в области материальных, финансовых и людских ресурсов.
Результаты этой работы отражаются в документах долгосрочного планирования: концепциях национальной безопасности и строительства Вооруженных сил на период до 2021 года, замысле строительства и развития армии и флота на период до 2016 года, государственной программе вооружения до 2015 года, федеральной государственной программе оперативного оборудования территории Российской Федерации на период до 2025 года. От точности этих прогнозов напрямую зависит, насколько эффективным окажется обеспечение национальной безопасности страны.
Сейчас стратегия России строится на принципе: "Безопасность для себя через мир для всех". Этот принцип предусматривает многополярный мир и верховенство международно-правовых норм. На его успешную реализацию направлена работа по совершенствованию структуры и состава армии и флота. Наличие мощных Вооруженных сил России - существенный фактор достижения безопасности мирными средствами.
Честь имею!
Авторитет Генерального штаба держится на его тружениках - офицерах и служащих. "Больше делать, меньше выступать; больше собой представлять, чем казаться," - эти слова известного начальника германского генштаба фельдмаршала А. Шлиффена как нельзя лучше выражают роль представителей этого органа военного управления. Прежде чем стать офицером Генштаба, военнослужащий должен пройти через горнило войск, получить добротное военное образование, стать высококлассным специалистом, проявить склонность к штабной аналитической работе. А еще надо, чтобы ему и чуть-чуть повезло, чтобы его заметили и выделили старшие командиры и начальники. Не умаляя значимости других офицеров - командиров, управленцев, педагогов, должен сказать, что не каждому дано дорасти до звания "генштабиста".
Мы руководствуемся принципом: не использовать силу, а демонстрировать мощь.
К офицеру Генерального штаба, учитывая специфику его работы, вполне обоснованно предъявляются особые требования: умение определить главное звено и четко излагать суть поставленных целей, способность анализировать обстановку и, учитывая коллективный опыт, принимать обоснованные решения, наличие твердой воли, выдержки и готовности взять на себя ответственность. Не обладая всеми этими качествами, невозможно решать задачи, требующие глубоких военных и научных знаний. Широкий кругозор офицера Генерального штаба должен также охватывать сферу политических и экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами, - являясь "государевым человеком", он не может не думать по-государственному. Воплощением таких качеств были выдающиеся военачальники - Ф.Ф. Берг, Н.Н. Обручев, В.К. Триандафилов, Н.Ф. Ватутин, А.М. Василевский, А.И. Антонов, С.М. Штеменко и многие другие.
Нельзя не сказать о мужестве и героизме, который проявляют офицеры Генерального штаба в вооруженных конфликтах и войнах. Как в годы Великой Отечественной войны, так и сегодня они в самой гуще военных действий. Чтобы оперативно подготовить объективный доклад высшему руководству, офицеру Генерального штаба необходимо быть реальным свидетелем и участником событий. Наши офицеры и генералы немало времени провели в Чечне, Абхазии, Таджикистане и Югославии. Многие из них удостоены высоких государственных наград. К большому сожалению, не обошлось и без потерь.
Долгая история Генерального штаба показывает, что государство в его лице обладает надежным инструментом формирования военной политики, способным заблаговременно и квалифицированно решать задачи в области военной безопасности. Не одно поколение генералов и офицеров создавало фундамент государственной обороны. Эта традиция, я уверен, будет продолжена и после нас.