За месяц до нового года общая сумма долгов составляла один миллиард рублей, на 1 января 2005 года - только 93 миллиона рублей, что, по словам Топилина, "эквивалентно задержке зарплаты на 1 час в среднем по стране" и по сути является "чисто технической задолженностью". В большинстве регионов, по данным Роструда, долгов практически нет, а 70 миллионов из 93 - это недоплаты в двух регионах - на Сахалине и в Кабардино-Балкарии.
Теперь важно, чтобы традиционное для нашей страны резкое снижение долгов в конце года не обернулось вновь их наращиванием (а это тоже можно было наблюдать в первые месяцы года в течение нескольких последних лет). Тем более объективные основания для беспокойства есть: как известно, с нового года вступил в силу новый закон о разграничении полномочий, в том числе финансовых, между центром и регионами. И теперь выплата вознаграждений за труд учителям и врачам, водителям общественного транспорта и дворникам, ремонтным рабочим и библиотекарям - прерогатива не федерального центра, а власти на местах. Более того, региональные и местные власти проводят самостоятельную политику по оплате труда "своим" бюджетникам. "Федеральная" единая тарифная сетка, по которой считают оклады работникам, действует теперь только для федеральных учреждений.
Для "регионалов" и "муниципалов" в субъектах Федерации и муниципальных образованиях должны быть разработаны и приняты свои "правила игры".
Первый месяц года на исходе. Сумеют ли регионы выплатить в феврале январские деньги по-новому, и вырастут ли заработки у бюджетников регионального и муниципального уровня (ведь "федералы" получили в январе 20-процентную прибавку)?
- Готовность к введению новых условий оплаты труда подразумевает в первую очередь принятие собственных законов и нормативных актов, - заявил Максим Топилин "РГ". - Об этом с осени прошлого года говорилось не раз - и на селекторных совещаниях в правительстве, и на коллегии минздравсоцразвития, на совещаниях в Роструде, с руководителями региональных подразделений государственной инспекции труда.
"Базовый" федеральный закон был принят в конце августа, так что на решение зарплатной "задачки" регионы имели четыре месяца. И почти все нужную правовую базу подготовили. По данным Роструда, необходимые нормативные документы приняты в 85 субъектах. В Северной Осетии - Алании, Пермской, Ульяновской областях, Чеченской Республике подписание законов планируется в ближайшее время.
Большинство регионов пошли самым простым путем: они фактически "скопировали" для себя федеральную тарифную сетку. А по ней, напомним, "разброс" в окладах сотрудника самого низкого первого разряда и самого высококвалифицированного (18-го разряда) равен 4,5.
Однако и в тех краях и областях, где приняли нужный пакет законов заблаговременно, не обошлось без накладок. Принятый в конце прошлого года федеральный закон поднял с 600 до 720 рублей минимальный размер оплаты труда. Значит, и в регионах с нового года самый "минимальный минимум" в заработке любого "сидящего" на бюджете работника не должен быть меньше этой суммы. Тем не менее в Калужской области, например, не дождавшись утверждения федерального "стандарта", оставили "минималку" на прежнем уровне - 600 рублей. Теперь объявленную калужанами тарифную ставку 1-го разряда придется быстренько "подтягивать", чтобы не противоречила федеральному закону.
Ряд регионов (Воронежская область, Корякский АО, республики Дагестан и Ингушетия) исходя из своих бюджетных возможностей вводят новые условия оплаты труда поэтапно, с 1 января по 1 апреля. Хотя, напомним, 122-й закон требует, чтобы положение региональных бюджетников в нынешнем году не ухудшилось по сравнению с прошлым. Не запрещается, кстати, сохранять принятые в регионе доплаты и надбавки (на это любят порой ссылаться местные чиновники - мол, Москва запрещает поднимать зарплаты...) Главное - чтобы в местном бюджете были заложены нужные для этого средства.
Впрочем, некоторые территории "расщедрились", установив минимальный тарифный разряд повыше. В Ненецком АО - это 864 рубля, в Москве - 1100. Таких "передовиков", правда, совсем немного.
Что касается муниципального уровня, то здесь ситуация более тревожная. По данным Роструда, на 18 января лишь в 33 регионах нормативные акты приняты всеми муниципальными образованиями, в 15 - частично. А в 41 регионе законы еще не подписаны. Времени остается мало. Аванс бюджетники уже получили, а до 10 февраля нужно точно знать, как считать зарплатные деньги.
И в Роструде, и в минздравсоцразвития "Российской газете" сообщили, что "бросать" региональных и муниципальных бюджетников на произвол судьбы никто не собирается. Уже в первой половине февраля появится ясность, как регионы справляются с переходом на новую систему оплаты их труда. Будет проверяться соответствие уже принятых законов на местах федеральному законодательству. Этим займется Федеральная служба по труду и занятости совместно с Генпрокуратурой. Во всяком случае соответствующее предложение уже отправлено Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову.