Нынешняя гонка за премиями "Оскар" - одна из самых анемичных: среди гонщиков нет ни одного столь же мускулистого и амбициозного, какими были "Титаник" и "Властелин колец". О любом фильме можно говорить, глубокомысленно почесывая затылок, как о чем-то вполне достойном, но ни одна картина не вызовет ни бурных восторгов, ни бурных дискуссий, ни скромных артхаусных радостей.
В пятерке "Лучших фильмов", кроме безразмерного "Авиатора", "Волшебная страна" (Finding Neverland) - опять же биографическая лента об авторе "Питера Пена" Джеймсе Бэрри. Очень хорошая, красочная, добрая, семейная, с симпатичным Джонни Деппом в роли Сказочника, но... совершенно заурядная. Там же "Рэй" Тэйлора Хэкфорда - снова биографический (не многовато ли?) и снова безразмерный фильм о джазовой легенде Рэе Чарльзе, которого хорошо изображает Джеми Фокс, используя записи реальных джем-сешнз позднего Чарльза. И опять - добротно, монументально, скучновато и лишено необходимой джазовому фильму энергетики. Там же "Малышка на миллион долларов" еще одного ветерана Клинта Иствуда - добротно сработанная история девочки-боксера, которую добротно сыграла девочка-мальчик Хилари Суонк. И наконец, "Окраины" Александра Пэйна - типично "дорожное кино", дающее возможность сделать срез жизни современной Америки - видевшие говорят, что это хорошее артхаусное кино про двух бродяг, вояжирующих по винной Калифорнии.
Занятно, конечно, но и мчаться к кинотеатрам сломя голову как-то не тянет, правда? Мол, успеется, а если и пропустишь - не страшно. И спорить до хрипоты не о чем, и болеть яростно не за что - разве что заранее сочувствовать проигравшим ветеранам: бедняге Скорсезе еще ни разу ничего не обломилось, хотя все говорят, что режиссер умелый. Правда, и не более того. Раскрученный только очень.
С актерами тоже неизвестно, за кого болеть. Будем болеть не за мастерство, а за того, кто симпатичней: ДиКаприо против Деппа, к примеру, или наоборот. С ними на беговой дорожке Клинт Иствуд с прозрачными глазами, Джеми Фокс с чужой фонограммой и совсем темная лошадка - Дон Чидл из "Миссии на Марс", сыгравший в фильме "Отель "Руанда" героического отельного менеджера, спасшего от бойни тысячи сограждан. Будет интересно, если политкорректные академики учтут социальный заряд картины и темный цвет кожи актера и утрут нос всем первачам, дав Чидлу премию за лучшую мужскую роль. Должен же возникнуть у предстоящей церемонии хоть какой-то сюжет!
Не лучше с лучшими актрисами. Самое простое было бы дать "Оскара" Имельде Стонтон в фильме "Вера Дрэйк" (важная политкорректная тема борьбы за свободу абортов, премия в Венеции и симпатии масс) - но это англичанка, а у американцев собственная гордость. Поэтому велики шансы у Хилари Суонк - красавица, спортсменка, американка, "Малышка на миллион долларов"! Изысканна Аннетт Бенинг в роли Джулии Ламберт из экранизации романа Сомерсета Моэма "Театр" - "Быть Джулией". Она в этой роли чуть лучше Татьяны Шмыги и чуть хуже Вии Артмане, но все же ничего, только слегка анемична. Есть еще Кэйт Уинслет в "Вечном сиянии чистого разума" и Каталина Сандино Морено, которой премию я бы дал только за звучное имя, потому что фильм "Мария милосердная" никакой премии, мне кажется, не заслуживает вовсе.
И опять расклад претенденток, мягко говоря, скучный: тут дай любой - никто не заплачет, никто не возликует.
Кровавая схватка разгорится только на территории полнометражной анимации - тут сплошь любимцы публики: "Шрек-2", "Акулья сказка" ("Подводная братва", в нашем просвещенном переводе) и "Суперсемейка". Я бы лично дал премию за лучшую мужскую роль Коту Бандерасу из "Шрека", а за женскую - акуле Лоле (она же Джоли) из "Братвы" - и разошлись пить шампанское.
Нас вдали от Голливуда по-настоящему взволнует только то, что мы опять проиграли. Но этого следовало ожидать: ни одно кино еще не побеждало на чужих территориях. А "Ночной дозор", выдвинутый нашим "оскаровским" комитетом, слишком очевидно надрывает пупок, поспешая за американским искусством спецэффектов, "национальной готики" и многозначительных туманов, которые могут заинтриговать свежих, с мороза, подростков, но не сентиментальных американских академиков на склоне лет. Пупок надорвали, грыжа, вот и сошли с дистанции. А на финишной прямой оказались серьезнейшая испанская драма о парализованном моряке, добившемся права законно уйти из жизни ("Море внутри" Алехандро Аменабара, получившее "Золото" в Венеции), мелодраматичные французские "Хористы", шведская психологическая драма "Как это делается на небесах" о дирижере, который после сердечного приступа возвращается в городок своей юности и помогает навести там социальный мир, возглавив церковный хор; немецкая картина "Падение" о последних днях Третьего рейха и южноафриканская лента "Естердей" - так зовут героиню, больную СПИДом. В этом кругу реальных человеческих болестей неумеренные волнения по поводу шизоидных Темных и прочих Завулонов были бы, согласитесь, неуместны.