Нужно ли поддерживать сельские школы?

Эти учебные заведения многим покажутся непривычными - особенно тем, кто бывал в отдаленных селах лишь проездом. Мало кто из горожан знает, что в российских селах есть школы, где учатся пять-шесть детей разных возрастов при одном учителе. Второгодников в таких школах нет…

За тремя партами

На окраине малонаселенного села со странным названием Иван-Жидово, что в Первомайском районе, расположена начальная школа, в которой на четыре начальных класса приходится всего шесть учеников. У читателя и телезрителя сложился стереотип заброшенного села с дышащей на ладан старой школой, где несколько учеников, кутаясь в овчинные тулупы, грызут гранит науки в холодных классах. Может быть, где-то и можно увидеть такую картину, но не в Иван-Жидово. И не потому, что государство как-то особенно заботится о школе, а потому что здешние жители давно на государство не надеются.

Много учеников в селе никогда не было. И не потому, что село вымирает, а потому что оно по природе своей всегда было небольшим. Но ученики есть, они хотят учиться и школу свою любят. Правда, во всех классах все предметы ведет одна учительница, она же и директор - Нина Анатольевна Жабина. И, несмотря на молодость, в селе ее все зовут по имени-отчеству. В подчинении у нее техничка - Нина Владимировна Анисимова. Вот и весь педагогический коллектив. Но в школе уютно и тепло, и выглядит она, как сказочный теремок. А в нем - всего три комнаты: сенцы, горница, служащая спортзалом, и кабинет - классная комната, где стоят три парты. Впрочем, больше и не нужно - за одной партой умещается целый класс. Пока первоклассники усваивают истину, что дважды два - четыре, третьеклассники решают задачки с иксами-игреками. В стареньком шкафчике размещается школьная библиотека, собранная стараниями Нины Анатольевны. А вот со спортинвентарем хуже: скакалка и мячи. Другая гордость школы - тюлевые шторы на окнах, подаренные предпринимателем из райцентра.

За окнами трещал нехарактерный для нынешней зимы мороз, но в школе тепло. Правда, две печки приходится топить ежедневно, чтобы не выстудить школу. Прежде техничка получала зарплату в целую тысячу рублей, а с прошлого года - всего 770. Почему так случилось - сама не поймет, говорит, что так в районо посчитали.

Уголь директор на эту зиму добывала на свои деньги, но до сих пор не может получить за него злополучные 350 рублей. Хотя в селе эта сумма считается солидной. Зато школа на зиму углем обеспечена и готова выдержать любые морозы.

В Иван-жидовскую школу Нина Жабина пришла двенадцать лет назад после окончания Мичуринского педагогического института. Жила в поселке Первомайский в общежитии, ездила на работу сюда каждый день, а когда учительница-ветеран ушла на пенсию, все заботы о школе легли на ее плечи. Но живет она по-прежнему в поселке в том же самом общежитии. И живет, по ее словам, как на иголках: все время ходят слухи, что малокомплектные школы закроют, что всех учеников переведут в школы соседних крупных сел или в интернаты.

Сын за отца отвечает

Молодая учительница Эльвира Буханова, проработавшая в начальных классах сельской школы села Сосновка Моршанского района несколько лет, сказала замечательную фразу: "В селе дети - это репутация их родителей. Если кто-то из сельских ребят, скажем, написал сочинение, которое на областном конкурсе заняло первое место и отправлено в Москву, то отблеск славы ученика падает на его родителей".

- Условия существования в сельской школе, психологический климат в педагогическом коллективе в значительной степени зависят от личности директора, - рассказывает Эльвира. В селе учитель на виду, зато ему не мешают работать. Мне кажется, что сельские жители больше любят своих детей, чем городские. Эта любовь распространяется и на учителей, которые возятся с их замечательными детьми. Но на этом мой социальный оптимизм заканчивается. В сельской школе учитель лишен перспектив. Он живет в замкнутом пространстве, круг общения у него невелик. И, поймите меня правильно, в селе не хватает нормальных мужчин, и это серьезная социальная проблема. Особенно трудно приходится учителям, которые работают в начальных сельских школах, где пять-шесть учеников и одна учительница. Она и директор, и завхоз, и педагог. Хорошо, если в этой деревне есть крепко стоящий на ногах фермер, который в силах содержать такую школу. А если такого подспорья нет, то молодой учительнице трудно долго оставаться в гордом одиночестве. Нередко молодые учителя просто-напросто спиваются, чем лишают ребенка возможности получить нормальное начальное образование. По-моему, такие школы бесперспективны. Хотя, я знаю, что в управлении образования области придерживаются другого мнения.

Пока топится печка

В областном управлении образования корреспондента "РГ" успокоили - малокомплектные школы закрывать не собираются, хотя содержать их трудно.

- Четкого определения понятия "малокомплектная школа" нет и быть не может, - сказал заместитель начальника управления Евгений Старостин. - По принятым нормам, это школа, где отсутствует одна или несколько классных параллелей. Например, есть два шестых класса, но нет седьмого. Но обычно малокомплектной, а точнее малочисленной школой, называют такую, какая работает в селе Иван-Жидово. Чтобы преподавать в таких школах, учителю требуется специальная подготовка. Проблема эта давняя, дореволюционная и решается она традиционным способом. В малочисленных школах дети получают нормальное начальное образование, но есть и проблемы. Например, с преподаванием иностранных языков. Но, я убежден, что начальная школа должна быть там, где живут дети. Таких школ в области на прошлый год было 132, в каждой из них училось в среднем по 12 учеников. Но есть и такие, где учатся по четверо-пятеро ребятишек…

В областном управлении образования надеются сохранить школы-малютки и ставку директора-учителя даже в том случае, если  там не окажется учеников. Надежда держится на том, что демографическая ситуация в стране поправится, что, может быть, в села потянутся горожане. Во всяком случае, в некоторых районах такая тенденция - пока еще очень робкая - наметилась. А до той поры школа без учеников, но с учителем будет оставаться неким центром культуры.

… Сколько село ни хоронят, а оно продолжает не только выживать, но и жить нормальной сельской жизнью. Особенно, если в селе есть школа, а в ней есть рояль, на котором ранним морозным утром можно сыграть Первый концерт Рахманинова или этюд Шопена. Пока топится печка в маленькой школе села Иван-Жидово, люди продолжают надеяться, что их не бросят на произвол судьбы. Надеются и на шестерых учеников, которые любят свою школу, учительницу, свою заботливую техничку.