- Павел Александрович, как возникла идея проведения конкурса и кто в нем участвовал?
- При подведении итогов прошлого года стало очевидным, что необходимо отметить тех журналистов, кто активно освещал деятельность Союзного государства. Награждения журналистов практиковались в Постоянном Комитете и ранее, но теперь они будут носить регулярный и системный характер. Надеемся, что ежегодный конкурс журналистских работ будет способствовать расширению информационных связей союзных и национальных, белорусских и российских СМИ, налаживанию и укреплению взаимных контактов. По условиям конкурса в нем могут участвовать все журналисты, в чьих работах затрагивается союзная тема. Материалы должны содержать информацию о Союзном государстве и его структурах, о реализации союзных программ, о деятельности государственных и общественных организаций либо должны быть направлены на укрепление и развитие экономических, политических и культурных связей Беларуси и России.
Причем для участия в конкурсе вовсе необязательно было направлять заявки. Специальная экспертная группа из специалистов агентства "Полилог" путем мониторинга всех материалов, опубликованных в национальных белорусских, федеральных российских, а также региональных печатных СМИ и интернет-изданиях в 2004 году, отобрала работы, которые в настоящий момент оценивает конкурсная комиссия.
- Победитель будет один или условиями конкурса предусмотрены премии в разных номинациях?
- Номинаций несколько: "Не хлебом единым" (материалы о культуре, искусстве и спорте); "Союзный бренд" (о производственных союзных программах); "Союзное государство - геополитическая реальность" (аналитические материалы); "О России и Беларуси с любовью" (материалы белорусских СМИ о России и российских - о Беларуси). В каждой из них вручается две премии.
Предусмотрены также специальные номинации: "Самый активный журналист" (оценивается по общему количеству опубликованных материалов); "Продуктивная критика" (самый проблемный материал); "Союзный строитель" (наиболее полный и интересный материал союзных СМИ). В каждой специальной номинации вручается одна премия. Кроме того, организаторами конкурса предусмотрены премии для авторов лучшей радиопередачи и лучшей телепрограммы. На первом этапе конкурса проводился предварительный отбор номинантов по соответствию общим условиям конкурса и тематики номинаций. Количество номинантов - претендентов на получение премий не ограничивается.
- Кто входит в конкурсную комиссию и какими критериями она руководствуется, определяя победителей?
- Конкурсная комиссия сформирована из членов Постоянного Комитета Союзного государства, его структурных подразделений, а также из ведущих независимых журналистов.
Материалы оцениваются комиссией по шести критериям: актуальность темы, значимость поднятой проблемы, глубина освещения, оригинальность разработки, аргументированность заявленных в материале позиций, стилистика. Победитель выявляется в результате определения среднеарифметического балла всех номинированных работ. Конкурсанты, набравшие максимальный балл в номинациях, становятся победителями. Итоги конкурса должны быть подведены до восьмого февраля.
- Сторонники Союзного государства сетуют на вакуум в освещении союзной проблематики в СМИ, а вы вот объявили конкурс, да еще в разных номинациях. Значит, есть из чего выбирать. Как вы оцениваете состояние и динамику информационного пространства Союзного государства?
- Ситуация медленно, но все же меняется в лучшую сторону. Во-первых, сами союзные СМИ на месте не стоят. Тираж газеты "СОЮЗ. Беларусь-Россия", к примеру, в начале 2005 года превысил 800 тысяч экземпляров, причем ее сегодня можно увидеть не только в "Российской газете" и "Советской Белоруссии", но и в региональной "Липецкой газете". Наконец-то возобновила выход газета "Союзное вече". Газета красочная, выходит в газете "Труд" в России и в газете "Звязда" в Беларуси. "Союзному вече" удалось привлечь к себе внимание читателей; издание сделало значительный шаг вперед по сравнение с прежними годами. Уверенно завоевывает позиции газета "Лад" - совместный проект Постоянного Комитета и "Литературной газеты". После перерыва в конце 2004 года возобновили выход программы радиостанции "Союз" - регулярные программы на "Маяке", "Юности", "Радио России". Это очень серьезно подкрепило информационную составляющую союзного строительства. Добрые партнерские отношения сложились у нас с руководством и журналистами радиокомпании "Голос России". В ежедневном режиме до 40 минут служба "Содружество" этой компании посвящает новостям и актуальным вопросам союзного строительства, освещает практически все события, которые происходят в рамках Союзного государства. Выходят телевизионные программы, среди которых можно отметить "Вокзал Победы", тележурнал "Союз", "Крестьянские ведомости. Новый век". Активно работает союзное информационное агентство "Союз-инфо": на интернет-сайте агентства можно найти массу интересного о Союзном государстве - аналитику, нормативные документы, ведется постоянно обновляющаяся лента новостей.
Второе направление нашей работы связано с независимыми СМИ. Это дает весомую прибавку к информационному сопровождению строительства Союзного государства. Мы стараемся активнее работать с независимыми СМИ, привлекая их эксклюзивной информацией. Оказывается, что потребителей продукции массмедиа, а стало быть, и независимые СМИ интересуют союзные программы (к примеру, об уникальном российско-белорусском суперкомпьютере, о карьерном транспорте, о производстве автомобилей "МАЗ", о генной инженерии и т. д.), вопросы о единой валюте, о союзной собственности, о подготовке проекта Конституционного акта и принципах, на которых строится Союзное государство. Сегодня отношение многих независимых СМИ к союзному строительству меняется. По мере того как о делах Союзного государства узнают новые журналисты, появляется дополнительный интерес к новым источникам информации. Это, в свою очередь, позволяет расширять информационное пространство Союзного государства.