Фотографии Плотникова узнавались сразу. Более того, для самого артиста, музыканта, писателя - ибо Спивакова, Битова или Демидову мудрено называть моделью - они становились классическим портретом. Куда там Шилову...
Недоброжелатели станут потом называть их "постановочными", "лакировочными", "гламурными", но в то время и слов таких не было. Плотников был единственный и неповторимый. Каждый портрет был срежиссирован до предела. Мощная голова Рихтера уравновешивалась черным круглым столом, а форму рук гения на черно-белом снимке вообще словами не передать. Ефим Копелян, Сергей Довлатов незадолго до смерти, Синявский и Розанова, Сергей Герасимов, - перечислять можно до бесконечности, но случайных портретов у мастера, кажется, нет. Быть сфотографированным Плотниковым - это словно войти в некий сонм бессмертных. Войти не лицом, а совершенным своим образом или хотя бы какой-то его гранью, анекдотом, ролью, которую играешь на людях.
Выпуская два предыдущих альбома, Валерий Плотников знал, что третий и последний будет посвящен Владимиру Высоцкому. Актеру и его театру. Народному любимцу и его заморской жене. Ролям, которые тот играл в театре и в кино. Тому, каким Высоцкий сам хотел себя видеть и каким он неожиданно оказывался, выявленный соразмерным ему мастером фотосъемки.
Как и первые два роскошных альбома, новый был выпущен благодаря "Санкт-Петербургскому клубу в Москве". Альбом "Владимир Высоцкий. Таганка" чуть запоздал к 40-летию легендарного театра, зато поспел к очередному дню рождения своего героя, в который и прошла презентация его в Музее А.С. Пушкина, куда съехались многие знаменитости. Как те, кого уже фотографировал Плотников, так и те, чьи портреты еще в будущем.
Но главным героем выставки и вечера были, конечно, не они, а Высоцкий. Из огромного архива Валерий Плотников отобрал две сотни фотографий, которые делал много лет. Сцены из спектаклей, кадры из фильмов, Высоцкий с Мариной Влади, среди друзей, с гитарой, на репетициях - и так далее, вплоть до ста дней до смерти... и похорон. Высоцкий в гробу.
Для самого Плотникова нынешний альбом - это третья попытка отдать дань памяти своему великому современнику. Это еще и возможность увидеть знаменитого актера и певца соразмерным самому себе. В предисловии к альбому Плотников вспоминает ответ Высоцкого на слова какой-то анкеты: "Чего бы вы хотели больше всего в жизни?" - "Чтобы помнили, чтобы везде пускали". Жутко думать, что человек получает все, когда его нет.
При жизни Высоцкого буклеты работы Плотникова рубило начальство. После смерти задуманный альбом не был издан из-за отсутствия денег. Сейчас все наконец сошлось. Нельзя не поблагодарить тех, благодаря кому нынешнее достойное издание появилось в свет.