Началось все в самом большом и пустынном вестибюле московского метро - на станции "Воробьевы горы". Сначала предполагался звуковой перформанс американки Триши Донелли - вой волков из туннеля. Потом его перенесли в другое место, - мало ли что подумают пассажиры. Может, завоют в ответ. В России зритель не менее актуален, чем художник. Потом, на всякий случай, отменили и видеоинсталляцию.
Организаторы разослали тысячу приглашений на открытие - критикам, художникам, VIP-персонам, узнаваемым из телеящика лицам. Одних иностранных участников приехало больше двух сотен. В последнюю минуту узнали об открытии биеннале в метро и те, кто его там открывал.
Оставим пока рассуждения, что такое суперсовременное искусство в России, - поставленная на попа вершина цивилизации, как на Западе, или родной способ халявы, саморекламы и отсутствие профессионализма в чем бы то ни было.
Со стороны все вроде было как надо. Пирамиды из пустых бутылок, пропеллер на здании, видео, эскиз машины для обливания всех водой, фонтан из жидкого шоколада, машинка в подарок "от дедушки Ленина" на выходе. На самом деле актуальное искусство - это художественный жест. Какой у нас жест, такое и искусство. То, в чем аккуратные западные люди видят нарушение обыденного пространства - куски арматуры, рухлядь, кирпичи, цемент, строительная сетка, - для нас самая обыденность и есть.
А вот московское метро такого не видывало. Особенно когда зрители и участники акции, а также зеваки, разогретые искусством, влезли в час пик в вагоны метро и отправились на станцию "Библиотека имени Ленина", где предстоял второй акт презентационного триптиха.
Художники и VIP-персоны в народном транспорте являли собой настоящий паблик-арт. Это не Вивальди в переходе на скрипочке пиликать. Актуальное искусство в общественном месте - дело для России новое, почти тревожное. Наши люди не отделены друг от друга западным прайвиси и могут поучаствовать в акции самым непредсказуемым образом.
Десять минут, и все добрались до Музея архитектуры, где француз Кристиан Болтански на руинах старого флигеля демонстрировал руины своей художественной памяти - "Призрак Одессы". Некие родовые ощущения о бывшем месте жительства бабушки с дедушкой. Фото октябрят, люди в ватниках, сами ватники. В основном здании МУАР израильтянка Михаль Ровнер, которую почему-то все считали мужчиной, показывала фотоработы.
И, наконец, кто в автобусах, кто в метро, а кто на своих двоих, - перебрались через вьюжную Манежную площадь в бывший Музей Ленина.
Что дальше, понятно. После кино танцы. После инсталляций - самое актуальное из искусств: фуршет. Французское кафе "Ле Гато" на Тверской близ Театра им. Станиславского - последняя разминка перед месяцем самого актуального из мировых искусств.