Когда на улице серая слякоть и настроение соответствующее - тоскливо-тусклое, впадать в депрессию не стоит. Можно просто посмотреть какой-нибудь фильм боснийского кинорежиссера Эмира Кустурицы, и градус эмоций начнет стремительно расти. В этом году Кустурица возглавит жюри 58-го Каннского фестиваля, который состоится в мае. В Каннах Кустурица уже давно чувствует себя как дома: он не раз удостаивался главного приза "Золотой пальмовой ветви".
Говоря об Эмире Кустурице, биографы всегда подчеркивают два момента. Первый - то, что он родился в Сараево, на стыке двух культур, в мусульманской семье с православными сербскими корнями. Второй, что Кустурица любит создавать о себе мифы. К примеру, он часто заявляет, что на самом деле является рок-музыкантом (он действительно выступает с группой, исполняющей этническую музыку), а кино снимает в перерывах между репетициями, причем кино, по его мнению, он создает менее передовое и актуальное, чем музыка. Действительно ли режиссер так считает или лукавит для "красного словца" - его право. Но все-таки творчество музыканта Кустурицы знакомо ограниченному числу любителей, тогда как на его новую картину почти всегда аншлаги.
Итак, Эмир Кустурица родился 24 ноября 1954 года в Сараево. Азы мастерства постигал в известной Пражской киноакадемии. Будучи студентом, он успешно снимал короткометражные фильмы, которые награждались призами различных киноклубов. А за учебную картину "Герника" он получил главный приз фестиваля студенческого кино в Карловых Варах. После окончания академии начинающий режиссер вернулся в родное Сараево и начал работать для телевидения, причем работа началась со скандала - фильм "Невесты приходят" почти сразу же был положен на полку за чрезмерно откровенную сексуальность. В 1981 году состоялся дебют Кустурицы в полнометражном кино - на экраны вышла картина "Ты помнишь Долли Белл?" Лирическая история взросления боснийской молодежи шестидесятых, попав на отборочную комиссию советского Московского кинофестиваля, получила определения - "антигуманная" и "чересчур натуралистическая".
Занимаясь преподавательской деятельностью в киношколе в Сараево, Кустурица успел снять свой второй фильм - "Папа в командировке" ("Отец уехал по делам"), который принес ему "Золотую пальмовую ветвь" и заявление тогдашнего председателя жюри фестиваля Милоша Формана, что молодой югославский режиссер - надежда европейского кино, а также номинацию на "Оскар". Фильм рассказывает об эпохе политических репрессий в Югославии в начале пятидесятых годов, увиденной глазами ребенка.
Большим художественным полотном хочется назвать картину "Дом для повешения", в мировом прокате получившую название "Время цыган". Кустурица рос неподалеку от цыганской общины и позднее сказал следующее: "Я еще тогда почувствовал, что этим беднякам присуще редкое внутреннее благородство. Они могут убивать, воровать, но их модель существования дает миру альтернативу". И картина Кустурицы раскрывает перед зрителями образ жизни современных цыган, сохранившийся еще со Средних веков.
И вновь педагогическая деятельность совпадает со съемками. Кустурица, уже как человек с именем, по приглашению Милоша Формана преподает режиссуру в Колумбийском университете. Однажды студент по имени Дэвид Аткинс принес Кустурице сценарий фильма "Аризонская мечта". Режиссер доработал текст и снял картину, в которой были заняты американские звезды - Джонни Депп, Фэй Данауэй, Джерри Льюис. Картина, которая должна была ознаменовать роман Кустурицы и Голливуда, создавалась несколько лет и с большим трудом. Появившись на экранах, фильм особого ажиотажа не вызвал ни в Америке, ни в Европе. Едва возникнув, роман сошел на нет: уж слишком оказались разными характеры и взгляды на жизнь у боснийского режиссера и "фабрики грез".
В 1995 году вышла одна из известнейших картин Эмира Кустурицы "Андеграунд" ("Подземелье"), в которой он попытался осмыслить причины югославской войны. Фильм, в котором трагическое и зажигающе-веселое перемешано так, что трудно провести четкую грань между ними, получил в Каннах "Золотую ветвь", но вызвал целый ряд негативных откликов. Режиссера, снявшего кино высокого класса, ругали не за художественные недостатки, а за неполиткорректность. Ему ставилось в вину, что он своей работой поддерживает не того, кого надо, идет вразрез с официальной версией.
Спустя три года Кустурица вновь вернулся к цыганской теме, но уже несколько в ином ключе. "Черная кошка, белый кот" - наполненная замечательной музыкой, жизнеутверждающая, светлая картина, в которой в гротескной форме смешались любовь, смерть, радость, грусть, деньги, ссоры и примирения. А в прошлом году мы увидели еще одну работу режиссера - "Жизнь как чудо", где лейтмотивом звучит мысль, что любовь гораздо важнее всевозможных политических, националистических разборок и войн.
То, что делает Эмир Кустурица, никак нельзя отнести к жанру "развлекательного кино". Тогда почему же, когда настроение гнетуще-тоскливое, хочется смотреть именно его картины? Наверное потому, что в них нет четкой градации печального и смешного, и это делает события, в них происходящие, одновременно и узнаваемыми, и внепространственно-временными. И если попробовать условно свести к единому знаменателю творчество режиссера, его картины можно отнести к жанру трагикомедии. Трагикомедии под названием "Жизнь как чудо".