Между тем, начиная реформу льгот, правительство решило сохранить наиболее социально значимые из них в прежнем виде. И вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что важнейшей частью "социального пакета" остаются именно бесплатные лекарства. Бесплатные для пациента, потому что заплатит за них государство. 350 рублей из 450 (столько стоит в месяц весь "соцпакет" в расчете на одного человека) предназначены именно для лекарственного обеспечения.
-Самое главное, что нужно понять людям, - следующее. При всей сложности реформы льгот в стране в целом, в той ее части, которая касается лекарственного обеспечения, можно уверенно сказать - то, что делает правительство, полезно, - говорит Юрий Крестинский, председатель совета директоров ЗАО "ЦМИ "Фармэксперт". - Сейчас поясню, почему. Дело в том, что в 2005 году финансирование на обеспечение лекарствами федеральных льготников увеличивается более чем в три раза. Это очень серьезный рост. Если в 2004 году через аптечные сети один льготник получал в год лекарств на сумму порядка 35 долларов, то в этом сумма будет около 130 долларов. По сути, мы говорим о том, что никогда ни одна категория населения России не получала лекарств на такую сумму.
Даже в Москве - одном из наиболее благополучных городов по бесплатному лекарственному обеспечению - среднее потребление лекарств в расчете на одного человека составило в прошлом году порядка 100 долларов в год. Причем речь идет о всех лекарствах - и тех, которые граждане получали по льготам, и тех, за которые платили. Теперь только на медикаменты для льготных категорий государство дает эквивалентные деньги. На год в федеральном бюджете на программу лекарственного обеспечения заложено 50,8 миллиарда рублей.
Многих волнует, достаточна ли эта сумма. Если поделить все миллиарды на всех льготников, как раз и получатся те самые "средние" 350 рублей в месяц на одного человека. Те, кто болеет нечасто, говорят, что денег хватит. А "хроники", которые вынуждены постоянно принимать дорогие лекарства, начинают волноваться, когда арифметика выходит не в их пользу.
- Никаких лимитов в расчете на пациента не устанавливается, - говорит Михаил Гетьман, советник руководителя Росздравнадзора. - Количество медикаментов назначает врач, исходя из потребностей пациента. Более того, если с финансированием возникнет дефицит, предусмотрено, что он будет покрываться из специального резерва. Поэтому ситуации, когда пришедшему на прием врач говорил: "Деньги закончились, за рецептом приходите в следующем месяце", при новой системе не возникнет.
- Здесь работает страховой принцип, - добавляет Юрий Крестинский. - Есть некий максимальный лимит в расчете на одного льготника - те самые 350 рублей в месяц. Но это вовсе не означает, что каждому льготнику ежемесячно будут выписывать лекарств на 350 рублей. Сегодня человек здоров, и лекарства ему вообще не нужны. А завтра он заболел, и врач назначил ему препаратов сразу на несколько тысяч рублей. И он эти лекарства получит. Бесплатно. Эту систему можно сравнить со страхованием автогражданской ответственности: страховка оформляется каждый год, но деньги страховая компания выплачивает только когда случается авария.
Следующий вопрос: какие именно лекарства могут быть назначены льготнику? В декабре 2004 года минздравсоцразвития утвердил перечень лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан, в который вошли около 350 так называемых международных непатентованных наименований. (Кстати, этот перечень опубликован в "Российской газете" 10 декабря 2004 года). Но каждый препарат может выпускаться разными производителями под различными торговыми марками. Например, всем известная но-шпа может продаваться так же, как дротаверин, или дроталгин. Поэтому в минздравсоцразвития, заключая соглашения с производителями и поставщиками лекарств, утвердили еще один перечень - торговых марок с отпускными ценами, в котором более 2 тысяч позиций.
Однако быстро разобраться с новым порядком сумели далеко не во всех медучреждениях. Врачи сетуют на сложности с бумажным оформлением и учетом назначений для льготников, жалуются, что на самих пациентов у них просто не остается времени. Больные тоже недовольны - они томятся в очередях.
- Это неизбежные трудности переходного периода, - считает Юрий Крестинский. - Сейчас, когда система только встает на рельсы, пациентам важно понимать, что не надо требовать назначения лекарства определенной торговой марки. В перечне 350 лекарственных средств представлены препараты по всем основным нозологиям, квалифицированный доктор подберет нужное.
Дополнительные проблемы возникают, если врачи не обладают нужной квалификацией. Бывает, не знают торговых марок и латинских названий препаратов, и это приводит к путанице. Людям выписываются средства, которые не входят в бесплатный перечень, и их приходится покупать, а не получать в аптеке бесплатно по льготному рецепту. Иногда бывает, что врачи просто продвигают препараты определенных фирм, убеждая пациента, что ему поможет только определенное лекарство и никакое другое.
А на самом деле секрет прост - фирмы платят докторам процент за каждый выписанный на их лекарства рецепт. Поэтому, как мне кажется, очень важно, чтобы каждый льготник понял, какие у него возможности и права на получение бесплатных лекарств, знал и об обязанностях врача при выписке льготных препаратов.
Сейчас и правительство, и законодатели занимаются мониторингом, очень внимательно следят за тем, как проходит реализация программы в разных городах и областях. Проще, естественно, тем регионам, где система и учет льготников были уже отлажены. Например, довольно спокойно прошел переход на новую систему дополнительного лекарственного обеспечения в Москве, Екатеринбурге, Самаре - здесь давно составлены полные списки льготников, ведется компьютерный учет.
По новой системе будет строго учитываться каждый выписанный бесплатный рецепт, проверяться обоснованность назначений. Что греха таить, иногда врачи под напором особо настойчивых пациентов-льготников выписывали бесплатные лекарства не только им, но и их родственникам и знакомым.
В результате проведения реформы, считают эксперты, повысится контроль за расходованием государственных средств, уменьшатся нецелевые расходы.