- На юбилеях принято подводить итоги. А мне не очень хочется это делать, - сказал корреспонденту "РГ" председатель Счетной палаты Сергей Степашин. - Итог, как правило, завершение чего-то, а работа Счетной палаты продолжается, каждый раз являясь откликом на самые острые проблемы общества.
И если сегодня людей волнует некачественное исполнение Закона о денежной компенсации льгот, значит, наши аудиторы должны уже приступить к выявлению причин создавшегося положения в регионах. Мы не ставим под сомнение сам закон. Наша задача - найти в нем слабые места. Ведь не были просчитаны финансовые возможности региональных бюджетов в сфере транспорта, предстоящие расходы в связи с либерализацией цен на лекарственные препараты.
И если люди обеспокоены тем, что с нового года выросли тарифы на услуги ЖКХ, значит, Счетная палата сделает все, чтобы проконтролировать, эффективно ли расходуются деньги налогоплательщиков, доходят ли до адресатов средства федерального бюджета, выделенные на субсидии малоимущим гражданам.
Это наша прямая обязанность - проследить путь бюджетных денег во всех секторах экономики и социальной сферы, найти каналы их утечки, выявить нарушения закона. Но мы также ставим перед собой и другую, не менее важную, задачу - вести аудит эффективности. То есть не только констатировать те или иные нарушения, но и анализировать, насколько эффективно используются бюджетные средства и следовало ли вообще их вкладывать в тот или иной проект.
Такую работу мы провели по федеральной программе "Дети Севера", и результаты, прямо скажем, неутешительные. Проанализировала Счетная палата и итоги приватизации в 1993-2003 годах. Об этом "РГ" много писала. Скажу лишь одно: эффективной на все 100 процентов российскую приватизацию назвать нельзя. К сожалению, государство хоть и приобрело рыночную экономику, но как собственник приватизируемого имущества много и потеряло.
Конечно, для меня и моих коллег очень важно, "как наше слово отзовется". Ведь в конце концов мы работаем для того, чтобы развивалась экономика, чтобы жизнь в России становилась лучше.
Несколько лет мы активно занимались проблемой налогообложения предприятий, выпускающих ликероводочную продукцию. Счетная палата установила, что примерно половина потребляемого в стране алкоголя производится нелегально, причем на вполне легальных предприятиях. При этом налоги, и в первую очередь акцизы, с этой продукции не платятся. Мы разработали конкретные предложения.
Год назад, выступая в "РГ", я предложил ввести государственную монополию на оборот этилового спирта. И вот теперь об этом говорит и министр сельского хозяйства, и даже направил в правительство свои предложения, как это сделать.
Занимались мы и оборотом наличных денег. Тогда вопрос стоял очень серьезно, особенно в торговле. Эти средства практически не поддавались учету. Мы пришли к выводу, что именно кассовые аппараты должны стать тем механизмом, который обеспечит достоверность налогового учета. И доказали, что принятый в 1993 году закон о контрольно-кассовых машинах безнадежно устарел. Полтора года назад была принята новая редакция этого закона, в которой учтены практически все наши замечания и предложения.
Вот таким итогам нашей работы мы особенно радуемся. Надеюсь, что и в дальнейшем у нас будет немало поводов для хорошего настроения.
статус |
Счетная палата - по-своему уникальное ведомство. Она формируется Федеральным Собранием, но не является его частью. Не входит она и в федеральные органы государственной власти. С декабря прошлого года статус СП стал еще представительнее. Теперь кандидатуры председателя палаты и его заместителя депутатам и сенаторам предлагает президент страны.
В коллегии Счетной палаты - двенадцать аудиторов, которые контролируют исполнение федерального бюджета "на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности". Конечно, можно сказать, что все это - разбор полетов внутри власти, дело нужное, но очень далекое от народа. А можно, например, посмотреть отчеты проверок за последние два года. И найти ответы на многие вопросы.
Почему не платят зарплату
Апрель 2003 года. Аудиторы разбираются, как выплачивают зарплату бюджетникам Амурской, Иркутской, Кировской и Тверской областей. И выясняют, что за два года людям задолжали приличную сумму. Так, в Амурской области задолженность увеличилась на 56,6 процента и составила более 116 млн. рублей. Впереди - ничего хорошего не светит, если регионы будут продолжать в том же духе. Например, имея такие путы по зарплате, раздавать из областных бюджетов кредиты и ссуды юридическим лицам. Вся эта информация была передана в Генеральную прокуратуру России.
Нельзя сказать, что ситуация тут же выправилась. Долги есть и сегодня. Но в трех из четырех проверяемых тогда регионах они с каждым месяцем уменьшаются.
Хватит ли денег соцстраху
Июнь. В зоне внимания - Фонд социального страхования РФ. Цель - разобраться, как собирались страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2002 году.
Ситуация противоречивая. План по сбору перевыполнен на 5,6 процента, а просроченная задолженность страхователей возросла до 6 млрд. рублей. Оказывается, все дело в несовершенстве законодательства, которое не позволяет эффективно распоряжаться страховыми средствами. Например, возвращать излишне уплаченные взносы, проводить их перезачет, гасить в счет задолженности по другим платежам и предоставлять отсрочки.
Что за кризис в ЖКХ
Октябрь. Наиболее проблемным регионам правительство предоставило бюджетные ссуды. Как осваиваются эти средства в Карелии и Якутии, во Владимирской и Ульяновской областях?
Выяснилось, что ни шатко ни валко. В Ульяновской области из 150 млн. рублей освоено всего 9,6 млн. рублей (6,4 процента). В Республике Карелия - 39,9 процента, во Владимирской области - 41,9 процента. Не лучше ситуация и с финансированием муниципального жилищного хозяйства. Даже на топливо всех денег не выбрали.
Из-за чего бедствуют дети Севера
Ноябрь. Как выполняется федеральная целевая программа "Дети Севера"? В 2001-2002 годах похвастаться было нечем. В расчете на одного ребенка выделено всего по 74 копейки. Да и эти деньги освоены лишь на 83 процента. И что уже совсем возмутительно: допущено нецелевое расходование 37,6 млн. бюджетных рублей. Примерно столько же - потрачено неэффективно.
Например, в одной из районных больниц Республики Карелия установлен аппарат по озоновой очистке воды, тогда как ее качество и без того в норме. В одной из больниц Читинской области простаивало новейшее медицинское оборудование, за которое заплатили около 0,8 млн. рублей. Почему? Нет специалистов.
Чем больны курорты
К сожалению, государство хоть и приобрело рыночную экономику, но как собственник приватизируемого имущества много и потеряло.
Конец 2003 года. Проверяется эффективность расходования средств, выделенных на поддержание санаторно-курортного лечения с использованием природных лечебных ресурсов. История болезни: по сравнению с 1991 года число детских здравниц уменьшилось на 131 санаторий. Государство практически не контролирует цены на природные лечебные ресурсы. Все отдано на откуп различным акционерным обществами и частникам, тогда как большинство здравниц не имеют собственной гидроминеральной базы.
В Сочи местный монополист - "Бальнеологический комплекс "Мацеста" - так вздул цены на минеральную воду, что стало выгоднее привозить ее с Кавказских Минеральных Вод. "Анамнез" этой проверки отправлен в правительство России.
Куда исчезли льготы ветеранов
Январь 2004 года. Почему только половина ветеранов смогла воспользоваться своими льготами? Оказывается, для выполнения Закона о ветеранах необходимо было 64,8 млрд. рублей. Однако по недогляду органов соцобеспечения и из-за неверных расчетов было запрошено лишь
16,9 млрд. рублей. Всего 25,5 процента от расчетных показателей! А профинансировано и того меньше - 6,4 млрд. рублей.
В чем сила "палочки Коха"
Февраль. Аудиторы решили выяснить, насколько эффективно выполняется подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России". Ситуация несколько стабилизировалась. Так, число заражений "палочкой Коха" в исправительных учреждениях снизилось на 18,5 процента, количество больных активными формами - на 17,7 процента, смертность - в 3,7 раза.
Однако напряжение сохраняется. Аудиторы установили, что инвестиционная часть подпрограммы не выполнена. Объемы незавершенного строительства объектов минздрава составили свыше 1,2 млрд. рублей и увеличились за год более чем на 155,8 млн. рублей.
Кто нагнал холод
в квартиры Сахалина
Март. Во время северного завоза 2003 года в Сахалинской области неэффективно израсходовали около 50 млн. рублей. А потери электроэнергии составили почти 30 процентов. При этом 40 процентов - это хищения (на 443 млн. рублей).
Отчего дорожает метро
Весна 2004 года. Тарифы на проезд растут. Это объясняют бедственным положением подземок, которым хронически не хватает денег на обустройство. В это же время Счетная палата устанавливает, что московский метрополитен неэффективно использовал 10,9 млн. федеральных рублей. Например, на строительстве станции "Парк Победы" подрядчику необоснованно переплатили 5,7 млн. рублей.
Однако с финансированием российских подземок (Москва и Екатеринбург) дела действительно обстоят не лучшим образом. В аналитической записке СП говорится, что только на ликвидацию аварийного состояния незавершенных подземных выработок требуется 1,5 млрд. рублей. Кроме того, на финансовом состоянии метрополитенов негативно сказываются и предоставляемые льготы. За 10 лет доля пассажиров, оплачивающих проезд, сократилась с 80 до 40 процентов.
Как пропали
жилищные субсидии
Июль. Камчатская область. Здесь без значительных дотаций из федерального бюджета не обойтись. И они выделяются. Однако государственный долг региона составил более 4 млрд. рублей и в 1,3 раза превысил доходы областного бюджета. В чем причина? Выяснилось, что не по целевому назначению использовано свыше 137 млн. рублей федеральных средств. Например, бюджетникам не доплатили более 53 млн. рублей, зато на должностные оклады областных госслужащих - не поскупились. В 2003 году им "подкинули" более 9 млн. рублей.
Еще более внушителен долг по выплате малоимущим гражданам жилищных субсидий - более 258 млн. рублей. В Петропавловске-Камчатском ситуация была такова, что материалы "по данному факту" пришлось передать в прокуратуру области еще в ходе проверки.
Главные по аудиту
Первым председателем Счетной палаты РФ стал Хачим Кармоков. В январе 1995 года его заместителем был избран Юрий Болдырев.
С апреля 2000 года главное контрольное ведомство страны возглавляют Сергей Степашин и его заместитель Александр Семиколенных.Доходы и расходы
Более 650 уголовных дел возбуждено за последние четыре года по результатам проверок СП.
905,61 млрд. рублей - таков за 10 лет выявленный ущерб федеральному бюджету. 66,19 млрд. рублей - возвращено государству.
Последние годы средства, возвращаемые в бюджет, в 11 раз превышают ежегодный объем ассигнований на содержание СП.