Телеэфир на выходные

29 января

"ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР"*** ("Культура", 10.40). К 105-летию Исаака Дунаевского показывают эту экранизацию его оперетты. "Вольный ветер" переносился на экран дважды: в 1961 и 1983 году, и я не могу сказать, что канал "Культура" выбрал лучший вариант. Фильм Леонида Трауберга и Андрея Тутышкина не так точно чувствует обаяние этой музыки и природу жанра, как картина Яна Фрида. Романтическую историю любви моряка Янко и красавицы Стеллы, которой грозят домогательства циничного торговца оружием, разыгрывают Лионелла Скирда, Александр Лазарев, Надежда Румянцева. Сюжет сегодня кажется наивным, но не обращайте внимания - музыка Дунаевского, его дуэты и ансамбли говорят о чувствах более вечных, чем нестойкие
политические режимы.

"ДОКЛАД ЧЭПМЕНА"*** ("Культура", 22.20). По роману Ирвинга Уоллеса. Психолог Чэпмен в пригороде Лос-Анджелеса изучает сексуальные повадки женщин. Среди добровольцев самая экзотичная - нимфоманка Наоми, блестяще сыгранная Клэр Блум ("Шпион, который пришел с мороза"). Остальные - молодая вдовушка Кэтлин (24-летняя Джейн Фонда), увядающая, но все еще в седле, Тереса (Глинис Джонс) и скромняга Сара (Шелли Уинтерс из "Лолиты"). В роли Поля - Ефрем Цимбалист, сын великого скрипача. Режиссер - Джордж Кьюкор ("Унесенные ветром", "Моя прекрасная леди"). 1962.

"БАРБАРЕЛЛА"** (НТВ, 23.40). Фэнтези по комиксу о приключениях сексуальной супердевицы Барбареллы в лабиринтах жестокого 41-го века. На эту роль французский режиссер и любитель красивых женщин Роже Вадим пригласил Джейн Фонду и заставил ее на вступительных титрах изобразить подобие стриптиза. После чего Европа на эту актрису немедленно запала. А на американских подростков фильм произвел впечатление столь сильное, что рок-группа "Дюран Дюран" назвала себя по имени одного из персонажей. Спецэффекты и оформление скудноватое, но смотреть можно. Снимались Джон Филлип Лоу, Мило О,Ши, Уго Тоньяцци и мим Марсель Марсо. Франция -Италия, 1968.

"БАНДЫ НЬЮ-ЙОРКА"*** ("Россия", 22.05). Эпическое полотно Мартина Скорсезе о том, как зарождалась американская цивилизация. 60-е годы XIX века, на нью-йоркских улицах идет кровавая война между "местными" и "пришлыми" - новобранцами из Европы. Но власти уже пытаются навести порядок. Главная сюжетная линия: парень (Леонардо ДиКаприо) мстит за гибель отца. Премии "Золотой глобус" за режиссуру и песню группы U2 "Эти руки создали Америку". 2002.

30 января

"ПУСТОШИ"**** ("Культура", 22.45). Фильм Теренса Малика, за которым репутация "кинематографического Сэлинджера". Он снял очень мало фильмов, но каждый - классика. Это его дебют, в основе - реальная история "бешеного пса" Чарльза Старквезера, который с подружкой Кэрил в 1958 году уложил одиннадцать человек, включая ее папу, и окончил свои дни на электрическом стуле. Кэрил отпустили - она заявила, что была заложницей. Психоаналитики утверждали, что Чарльз убивал из-за давнего комплекса: одноклассники его дразнили кривоногим. Фильм основан на рассказах Кэрил и книге Джеймса Рейнхардта, который интервьюировал Чарльза перед казнью, - парень не испытывал чувства вины. В этой роли замечателен Мартин Шин, очень похожий здесь на Джеймса Дина. Режиссер предлагает жесткую, почти бесстрастную манеру рассказа. Его интересует тип молодых людей, вообще не имеющих моральных установок. Фильм стал артхаусным хитом и получил Гран-при в Сан-Себастьяне. 1973.

Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.