- Юрий Павлович, уже звучат предложения повременить со стопроцентной оплатой жилищно-коммунальных услуг. Как вы к этому относитесь?
- На мой взгляд, подобные опасения безосновательны. И вот почему.
Задача перейти на такой порядок с 2001 года ставилась концепцией, принятой еще в 1997 году. Затем правительство перенесло сроки. Но работа-то шла, механизм был запущен. Большинство регионов шаг за шагом, по десятку процентов в год приближались к поставленной цели. Для их населения новые ставки будут практически незаметны. Иное дело на тех территориях, где местная власть из политических, популистских соображений не изменяла оплату ЖКУ. Кстати, именно там коммунальное хозяйство оказалось в самом плачевном состоянии из-за недостатка средств на техническое развитие.
На федеральном уровне установлена планка в 22 процента совокупного дохода семьи. Иными словами, если оплата ЖКУ превышает эту долю, гражданин подает заявление и, естественно, справку о доходе в обслуживающие предприятия ЖКХ. После чего, как бы ни возрастали тарифы, на семейном бюджете это не отразится. Такой метод проверен пятью годами практики. Изъян выявился только один - слабая информированность населения о своих правах на государственную помощь.
В течение двух лет в 19 субъектах РФ были открыты персонифицированные счета, на которые перечислялись средства для оплаты за ЖКУ. Эксперимент показал, что в результате процедура стала прозрачнее. В 2005 году такой порядок вводится повсеместно. Теперь за субсидией следует обращаться в территориальный центр соцзащиты.
Планка в 22 процента - рекомендуемая величина. Регионы, располагающие достаточными для этого ресурсами, вправе ее понизить, что они и делают. Фактически в среднем по стране данная величина составляет 20 процентов. В большинстве европейских стран оплата жилищно-коммунальных услуг достигает 30-35 процентов семейного бюджета.
Отмечу также, что стопроцентная оплата не является директивой. Она рекомендована. Региональные или муниципальные власти, имеющие на то деньги, могут продолжать дотировать предприятия ЖКХ.
- В самом понятии "стопроцентности" есть некая ущербность. И один рубль, и тысяча могут быть 100 процентами...
- Верно. Услуга должна стоить столько, сколько она стоит. Поэтому речь надо вести об оплате по экономически обоснованным тарифам, которые могут изменяться только один раз в год на величину инфляции.
- Красиво звучит. А как на самом деле?
- В действительности мы сталкиваемся с отдельными случаями, скажем так, недобросовестности. Недавний и очень яркий пример, когда в разгар отопительного сезона "Ростовуголь" вдвое повысил цену на уголь.
- И что же?
- ЖКХ - такая сфера, где на местах действуют своего рода локальные естественные монополии. По всем обнаруженным фактам завышения тарифов федеральная антимонопольная служба возбуждает надзорные дела. В мониторинге тарифов кроме нашего агентства участвуют ФАС, федеральная служба по тарифам, Генпрокуратура и другие ведомства. Мы намерены проводить проверки обоснованности установленной платы за ЖКУ и связанных с этим предприятий.
- Глава антимонопольного ведомства ставит под сомнение существование государственных и муниципальных унитарных предприятий, считает, что перепадающие им преференции от властей препятствуют развитию конкуренции. Вы разделяете эту точку зрения?
- Не берусь судить о других отраслях, но что касается ЖКХ, то именно присутствие государства на рынке услуг позволит нормально конкурировать, не допускать корпоративных сговоров, сдерживать удорожание.
- Есть кому конкурировать?
- Сейчас каждое четвертое предприятие ЖКХ либо частное, либо акционерное. До 17 процентов инвестиций в отрасль поступает из внебюджетных источников.
На рынок жилищно-коммунальных услуг вошли наиболее крупные игроки - дочерние компании предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексов. Подписаны соглашения о сотрудничестве с крупнейшими коммерческими банками. Появились весьма солидные иностранные партнеры, сулящие десятки миллиардов евро.
Созданная система социальной защиты потребителей, развитие цивилизованных товарно-денежных рыночных отношений в ЖКХ обусловили высокий платежеспособный спрос, что и привлекло бизнес в эту сферу. Вспомните-ка начало - середину 90-х годов. Денег в стране не было. Школы, больницы, воинские части и другие бюджетники, потребляя услуги ЖКХ, не расплачивались за них. Отрасль понесла убытков на 300 миллиардов рублей. Кстати, будет нелишне реструктурировать долги предприятий ЖКХ, провести взаимозачеты с органами власти.
Основные фонды эксплуатировались, но из-за безденежья не ремонтировались и не обновлялись должным образом. Износ в электроэнергетике наименьший, в теплоснабжении наибольший, а в среднем составляет 60 процентов. Чтобы привести его к нормативу, требуется 2 триллиона рублей. Сумма, сопоставимая с бюджетом страны. Поэтому упор делается на внебюджетные средства.
Теперь виден выход из кризиса, появилась надежда, что износ основных фондов в ЖКХ удастся снизить к 2010 году до 20 процентов. Только бы не тормозился ход реформы.
- Может и такое случиться?
- Предложение повременить с полной оплатой жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам из этого ряда.
Давно вызрел законопроект о финансовом оздоровлении ЖКХ. Его разработка началась еще в 2001 году после заседания Госсовета, впервые рассмотревшего положение дел в отрасли. Мы рассчитывали, что его примут в пакете законов по формированию рынка доступного жилья. Но этого не произошло.
Надо думать, что намеченное на февраль заседание Госсовета даст импульс вновь вернуться к данному вопросу и предусмотренные в законопроекте меры получат путевку в жизнь.