Напомним, что с 2006 года правительство переходит на трехлетнее планирование бюджета, поэтому по основным изменениям в фискальной области нужно принять решение уже в ближайшее время. Премьер-министр Михаил Фрадков призывает финансовые ведомства поторопиться с подготовкой предложений. В марте они будут рассмотрены на заседании кабинета министров.
Уже сейчас известно, что основным направлением налоговой реформы в 2005-м станет НДС. Казалось, с размером ставки уже определились: она будет снижена до 16 процентов.Однако вчера первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов сказал, что налог будет еще ниже - 15 процентов. Напомним, что с 2004 года базовая ставка налога на добавленную стоимость была снижена до 18 процентов (с 20 процентов). При этом сохранилась льготная 10-процентная ставка для некоторых товаров. Теперь же, обсуждая очередное снижение НДС, минфин предлагает унифицировать ставку и отменить льготы.
По словам Сергея Шаталова, которые цитирует Интерфакс-АФИ, в закон "будут входить переход на метод начисления, решение вопроса с экспортерами, с капитальными вложениями, унификация ставки". В этом же законопроекте предлагается решить и другие вопросы, связанные с НДС. "Может быть, мы решим раньше, может быть, в рамках этого законопроекта вопрос, связанный с реорганизациями.
Также есть вопросы, связанные с применением нулевой ставки НДС перевозчиками экспортируемых товаров, - вот набор тем, которые сейчас обсуждаются", - сказал Сергей Шаталов.
Отметим, что многие аналитики выступают против этого предложения, поскольку, прогнозируют они, произойдет рост цен на товары первой необходимости, а вслед на ними и на все остальные.
Вместе с тем бизнес-сообщество с нетерпением ожидает этого закона. Причем выгодно снижение налога окажется не только крупному, но и среднему и малому бизнесу.
Гораздо меньше оптимизма вызывают у предпринимателей меры по ужесточению налогового администрирования, которые кабинетом министров четко увязываются с дальнейшим снижением налогов. Цену, которую бизнесу предстоит заплатить за снижение налогов, представители минфина частично озвучили еще в прошлом году. Речь шла о предоставлении налоговым органам права в бесспорном порядке взыскивать штрафы за неуплаченные вовремя налоги. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже подготовлены. Сейчас налоговые службы взыскивают с компаний и граждан недоплаченные налоги и пени в бесспорном порядке в отличие от штрафов за нарушение налогового законодательства, которые взимаются только через суд. По новому закону презумпция виновности распространяется и на штрафы. В законопроекте говорится, что решения налоговых органов о взыскании штрафа будут вступать в силу после истечения срока, установленного налогоплательщику на обжалование решения. Этот срок не может быть меньше 30 дней. Поправки вызвали противоречивую реакцию: с одной стороны, большинство судов по вопросу штрафов носит чисто формальный характер и ведет только к увеличению загруженности судебных органов. С другой - по мнению юристов, этими поправками ответственность по доказательству невиновности перекидывается на компании, несогласные с решениями налоговых органов. Кроме того, всегда, когда что-то делается во внесудебном порядке, создается почва для злоупотреблений.
Но, пожалуй, самым спорным из законопроектов, направленных на улучшение администрирования, обещает стать проект поправок в Налоговый кодекс, касающийся трансфертного ценообразования. Трансфертные цены - это те, по которым производится продажа сырья, комплектующих или оборудования в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия, между подразделениями в разных странах. Возможность устанавливать эти цены ниже или выше рыночных позволяет корпорациям перераспределять прибыль между материнскими и дочерними компаниями, выводить прибыль из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки сбыта за счет искусственного снижения цен на продукцию. Но основная цель внутрикорпоративного ценообразования - минимизация налогообложения.
Проблема эта давно стала головной болью налоговиков, причем не только российских. На Западе фискалы столкнулись с трансфертными ценами еще в середине прошлого века, почти сразу после появления первых крупных транснациональных корпораций. Россия встретилась с этим гораздо позже. Но сейчас трансфертное ценообразование между аффилированными компаниями и взаимозависимыми фирмами широко используется для занижения налоговых платежей. По данным экспертов, 30-50 процентов мирового экспорта товаров и услуг сейчас проводится на основе внутрикорпоративных цен.
Что же конкретно предлагает предпринять минфин против искусственного занижения цен? Предлагается внести большие изменения в статьи 20 и 40 второй части Налогового кодекса. В частности, уточнить перечень лиц, которые во внесудебном порядке признаются взаимозависимыми. Этот список будет существенно расширен. Сейчас взаимозависимыми считаются только дочерняя и материнская компании, хотя в судах удается доказать взаимозависимость компаний и по неформальным признакам. При совершении сделок взаимозависимыми лицами налоговые органы вправе применять правильность исчисления цен товаров и услуг. При отклонении цены товара от рыночной налоговые органы вправе принять решение о доначислении налога.
Отметим, что определение рыночной цены остается самым скользким вопросом в вопросе доначисления налогов. Какие источники должны использоваться при ее определении? Сейчас в Налоговом кодексе сказано, что можно привлекать официальные источники информации. Но тут возникает проблема: имеются в виду только российские источники или можно использовать информацию иностранных государственных органов, означает ли термин "официальные источники" только федеральные органы или региональные и местные власти? В новом проекте эта проблема снимается: источники, которые можно использовать при определении рыночных цен, подробно прописаны.