Необходимо отметить, что за последние несколько лет стратегия размещения госбумаг на рынке претерпела существенные изменения. В условиях, когда нормально не платились налоги и государству не хватало собственных средств для финансирования бюджетных расходов, происходило замещение текущих доходов бюджета заемными источниками. Так, в 1996 году за счет чистого привлечения на внутреннем рынке было профинансировано около 1/3 бюджетных расходов. Государство заимствовало много, по высоким процентным ставкам и на короткие сроки: от нескольких месяцев до 1-2 лет. Сегодня на рынке осталось совсем немного коротких бумаг, а упор делается в основном на выпуск бумаг как средней длины, так и долгосрочных. Бумаги размещаются таким образом, чтобы можно было бы избежать пиков по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга. С тем, чтобы не повторилась ситуация 1998 и 1999 годов, когда минфин должен был погасить долги на сумму в 280 миллиардов рублей. А так как у бюджета таких возможностей в тот момент попросту не было, то и был объявлен дефолт.
Не менее важный аспект новой долговой политики минфина связан со снижением доходности госбумаг. Если в 2001 году показатель доходности колебался в диапазоне 20-23 процента, то в последние два года она установилась на уровне от 7 до 8,5 процента в среднем по рынку. И хотя в адрес минфина на сей счет и звучит критика, так как участники рынка сопоставляют ее с инфляцией, в ведомстве считают такую ситуацию нормальной. В главном финансовом ведомстве страны рассуждают следующим образом - раз в будущем прогнозируется снижение инфляции, достаточно трудно утверждать, что при уровне текущей инфляции в 10-11 процентов нынешний показатель доходности в 7-8,5 процента по бумагам с погашением, к примеру, в 2012 или в 2015 году - это низкий показатель. Тем более что рынок готов брать бумаги по низкой доходности и высокой цене. Предложения сейчас, к слову сказать, на рынке гораздо меньше, чем спроса, так как федеральный бюджет последние годы исполняется со значительным профицитом. Поэтому и возникает некая "премия" по доходности для эмитента.
Еще один фактор, который влияет на доходность рублевых инструментов, - это изменение курса национальной валюты. В настоящее время рубль укрепляется, и такое укрепление является сильным аргументом для инвестора.
Что касается непосредственно самих ГСО, то с принятием пенсионного законодательства перед минфином встала новая задача - разделения пенсионных денег и ликвидного рынка ГКО-ОФЗ. Частные компании, работающие с пенсионными накоплениями, имеют достаточно широкий спектр инструментов, в которые они могут инвестировать пенсионные средства. В то время как государственная управляющая компания сильно ограничена в своем выборе, так как российский законодатель принял решение, согласно которому пенсионные деньги можно размещать только в российские бумаги. И если бы пенсионные деньги хлынули на рынок ГКО-ОФЗ, то он потерял бы те функции, которые он выполняет изначально. Так как пенсионные средства - это так называемые средства пассивных инвесторов, которые вкладываются надолго и в наиболее надежные инструменты. Таким образом, минфин надеется создать второй сегмент рынка госбумаг, который будет ориентирован именно на пассивных инвесторов. И вполне вероятно, что через какое-то время на этот рынок хлынут и иностранные инвесторы.