Стратегия, рассчитанная до 2020 года, была разработана по личному поручению Владимира Путина. При этом президент поставил условие: стратегия должна создаваться "силами сибирского интеллекта, а не в московских кабинетах".
Распоряжением правительства России от 7 июня 2002 года Стратегия экономического развития Сибири была утверждена. А разработчики документа - разочарованы: большая часть принципиальных предложений сибирских территорий в ходе согласования была отвергнута.
Тем временем поставленная президентом задача удвоения внутреннего валового продукта страны требовала реализации конкретных программ и проектов. Принятая Стратегия основывалась прежде всего на освоении сырьевых запасов Сибири. Вместе с тем участвовавшие в разработке документа ученые Сибирского отделения РАН рассчитывали на более эффективное использование научно-технического потенциала.
Решительность президента в Новосибирске не могла не произвести впечатления, и буквально через несколько дней после его визита решилась и судьба Стратегии экономического развития Сибири. Этот вопрос рассматривался на совместном заседании Советов Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) в Томске.
Доклад заместителя полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Игоря Простякова свелся к тому, что Сибири нужна принципиально новая экономическая стратегия.
Заместитель полпреда, отметив, что в Сибири наблюдается экономический рост и некоторые регионы по ряду показателей даже попали в число лидеров, вместе с тем подчеркнул: устойчивости и необратимости положительных процессов в сибирской экономике достичь не удалось. Прошлый год закончился для Сибирского федерального округа неутешительно - по росту промышленного производства (3,7 процента) он занял последнее место среди всех семи округов. Уровень безработицы в округе устойчиво колеблется у отметки 11 процентов. Низким остается уровень жизни: доходы населения в Сибири на 20 процентов ниже среднероссийских и в 1,8 ниже, чем в Центральном федеральном округе. Естественная убыль населения и его отток в другие регионы с более высоким уровнем жизни приводят к тому, что население Сибири ежегодно сокращается на полпроцента. По определению Простякова, экономика Сибири "карабкается по склону оврага", и принятие Стратегии экономического развития ситуацию никак не изменило. Заместитель полпреда признал, что из документа были изъяты все положения, которые могли служить ориентиром для составления конкретных социально-экономических программ. Кроме того, не был разработан и механизм реализации Стратегии.
Для достижения в Сибири устойчивого экономического роста заместитель полпреда предложил сделать семь практических шагов.
Первый шаг, по словам Простякова, "покончить с иллюзией, что проблемы Сибири должен решать федеральный центр". В числе первоочередных задач он назвал масштабное - в 2-3 раза - снижение безработицы за счет создания новых рабочих мест, а также повышение профессионализма кадров. На втором месте - борьба с бедностью и сокращение разрыва между уровнем жизни сибиряков и общероссийскими показателями, что позволит преодолеть отток населения из Сибири. Важнейшей задачей является перевод научно-технического комплекса на инновационный путь развития. По мнению Игоря Простякова, модернизация производственного потенциала должна способствовать тому, чтобы доля высокотехнологической продукции в валовом региональном продукте поднялась с нынешних 0,6 процента до 13-15 процентов к 2010-2012 годам. Сам ВРП за этот период должен увеличиться не менее чем вдвое. При меньших темпах экономического роста, отметил Игорь Простяков, "Сибирь обречена на деградацию". Наконец, необходимо сократить дотационность регионов Сибирского федерального округа и диспропорции в их социально-экономическом развитии. Большинство регионов должно выйти на самофинансирование.
Второе - наладить диалог между властью и бизнесом. Для этого Игорь Простяков предложил создать Высший экономический совет округа, в состав которого будут включены представители не только органов власти, но и бизнес-структур.
Третьим шагом должно стать создание четко выверенной программы действий. Программный метод решения задач, считает Простяков, необходимо задействовать на всех уровнях власти. К 21 марта 2005 года должен быть подготовлен проект новой Стратегии развития Сибири. Одновременно должны быть уточнены программы социально-экономического развития субъектов Федерации и разработаны соответствующие программы муниципальных образований.
Следующий шаг - создать привлекательные условия для иностранных инвесторов. Причем в более привилегированном положении должны оказаться инвесторы, ориентированные на долгосрочные вложения.
Пятый шаг - развитие инновационной экономики. В этом направлении серьезным достижением стало поручение Владимира Путина разработать концепцию перевода на инновационный путь развития сибирского научно-производственного комплекса. К первому марта, сообщил Простяков, будут подготовлены предложения о создании в Сибири (в первую очередь, в Новосибирской, Томской, Иркутской областях, Красноярском и Алтайском краях) инновационных зон.
Шестой шаг - расширить рынок сбыта продукции сибирских предприятий. По оценке Игоря Простякова, реальные шансы для этого предоставляют страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона.
И наконец, последнее - усиление взаимодействия сибирских регионов с федеральным центром. Игорь Простяков отметил большое значение создания министерства регионального развития (министр Владимир Яковлев участвовал в совещании), так как, по его оценке, в стране до последнего времени не было "разумной федеральной региональной политики".
Содокладчиком Простякова выступил председатель СО РАН Николай Добрецов. Он напомнил о представленном Владимиру Путину проекте Сибирского центра информационных технологий. Предполагается, что к 2010 году в центре будет работать 25 тысяч специалистов, а его филиалы будут созданы во всех крупных сибирских городах. В настоящее время только в Новосибирске действуют более 200 ИТ-компаний, которые в 2004 году произвели продукции на 50 миллионов долларов. По мнению Добрецова, при создании необходимых условий, к 2007 году в Новосибирске будет производиться ИТ-продукции на 180 миллионов долларов, а с учетом филиалов к 2010 году Сибирский центр информационных технологий будет производить продукции на сумму до 1200 миллионов долларов. На создание центра, как заявил Добрецов, требуется 2 миллиарда 600 миллионов рублей бюджетных денег.
Губернатор Томской области Виктор Кресс считает, что Стратегия экономического развития Сибири должна основываться на экономической интеграции регионов, которая, по его мнению, может осуществляться в трех направлениях - создании особых научно-технологических технико-внедренческих зон, освоении природных ресурсов, развитии инфраструктуры. Как считает Виктор Кресс, cамым крупным объединяющим сибирские регионы проектом может стать строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (оценочная стоимость проекта - 12 миллиардов долларов). Кроме того, томский губернатор отметил проект строительства Северной широтной дороги, обеспечивающей выход из Сибири в Европейскую часть России через северные регионы.
По мнению Кресса, "федеральный центр должен создать условия для приоритетного инвестирования национальных ресурсов в нашу экономику и человеческий капитал".
Документ в окончательном варианте должен быть представлен к утверждению в мае текущего года.