- Наконец заработал новый закон, определяющий порядок избрания глав исполнительной власти в регионах. Вы были сторонником принятия этого решения?
- Да, я за него проголосовал. Дело в том, что люди как-то не привыкли связывать изменения в своем социальном статусе, в уровне жизни с такими, как им кажется, абстрактными материями, как конституционное устройство страны, система управления государством. Хотя, если задуматься, связь здесь весьма тесная. Согласитесь, какие могут быть социальные и экономические реформы в плохо управляемом государстве со слабой властью, с неразвитыми общественными и государственными институтами? Вот и была поставлена задача выстроить в стране эффективную систему управления, которая получила бы общественную поддержку.
- Вы считаете отмену прямых выборов эффективным действием?
- Я убежден, что направление выбрано верное. Мы все на себе испытали достоинства и очевидные издержки избирательной системы, которая на волне демократических преобразований была предложена авторами первой российской Конституции в 1993 году. Теперь многим очевидно: избирательные кампании превратились в соревнование финансовых возможностей кандидатов. Спонсоры, вкладывающие деньги в своих кандидатов, ждут, разумеется, от избранных губернаторов преференций, ответных услуг.
Бывают и такие случаи. Губернатором избирают действительно порядочного человека. Однако он в силу тех или иных обстоятельств, в том числе из-за отсутствия поддержки со стороны Законодательного собрания субъекта Федерации, не может навести порядок у себя в регионе. Теперь, когда губернаторы будут утверждаться именно региональными парламентами, вопросы их взаимодействия станут решаться гораздо легче. Ведь глава исполнительной власти региона будет понимать, что он подотчетен не только главе государства, но и избранным народом парламентариям. Я не вижу здесь отхода от демократии.
Кроме того, надо иметь в виду еще одну - на этот раз национальную специфику нашей страны. В России, согласно последней переписи населения, проживают представители более 120 наций и народностей. Избирательные кампании, особенно в многонациональных регионах, нередко провоцировали очаги политической напряженности. И почему - понятно. Думаю, новая система выборов поможет развязать эти туго завязанные узлы, которые мешали формированию сильной и дееспособной власти.
- Но как эти нововведения отразятся на улучшении жизни россиян, тех же жителей Северного Кавказа?
- Действительно, сейчас для всех - населения, власти, деловой элиты - всего важнее заняться экономической составляющей реформ. Ведь не может быть сильного государства со слабой экономикой. Президент предложил создать специальную Федеральную комиссию по Северному Кавказу. В силу различных исторических обстоятельств в последние годы Кавказ становился в основном поставщиком тревожных новостей. Хотя и здесь строятся заводы, школы, больницы, магазины. Однако этот позитив не в состоянии перевесить груз социальных проблем. В конце концов террористы вербуют наемников из нашего социального неблагополучия. Федеральная комиссия по Северному Кавказу совместно с правительством должна выработать комплекс эффективных мер, чтобы оживить экономическую жизнь в регионе, создать здесь новые рабочие места. И это будет самый весомый вклад в борьбу с терроризмом. Стране сейчас важно иметь сильную и социально ответственную власть в регионах.
Досье РГ
Гуцериев Саит Сафарбекович. Родился в 1959 году в Целинограде (Казахская ССР). Окончил Грозненский нефтяной институт и Финансовую академию при правительстве РФ. Доктор экономических наук. Избирался депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва. В Госдуме четвертого созыва - член фракции "Единая Россия".