За назначение его на этот пост проголосовали 376 депутатов. Редкий случай в современной парламентской практике, когда все думские фракции оказались единодушны. Уникальный случай, как сказала независимый депутат Оксана Дмитриева, когда профессиональный, честный и порядочный человек пользуется одинаковым уважением и доверием как со стороны органов власти, так и со стороны оппозиции. Один из немногих случаев, когда, по словам Дмитриевой, "Госдуме потом не будет стыдно за принятое решение". Вообще похвал в свой адрес, лестных слов по поводу "морально-волевых качеств" Сергей Степашин услышал вчера очень много.
Коммунист Николай Кондратенко назвал его "одним из самых достойных политиков в новой полосе России", подчеркнув, что Степашин "даже в сложной ситуации, когда и диктат применялся, устоял, не торговал своей позицией".
"Единорос" Олег Морозов оценил умение Степашина отстаивать свою точку зрения, даже если она кому-то не нравится, а также его профессионализм и деловые качества. И заметил, что под руководством Степашина в работе Счетной палаты произошли изменения в лучшую сторону, и прежде всего это касается отношений с Госдумой, которые стали более четкими и партнерскими. Правда, Морозов признал с сожалением, что Дума не всегда правильно использовала предоставленные Счетной палатой факты.
"Вам принадлежит большое будущее", - пророчествовал Кондратенко, с пониманием отнесясь к тому, что Степашин, к сожалению, "не всемогущ".
А Алексей Митрофанов спросил прямо, не собирается ли Степашин с такой уникальной биографией и с такими достоинствами "баллотироваться в 2008 году в президенты России", "не станет ли Счетная палата для него стартовой площадкой для президентства?"
Степашин ответил "однозначно": "Ни предыдущие должности, ни эту как стартовую площадку не использовал и не собираюсь. На своем месте нужно выполнять то, что тебе поручено, и работать как можно более ответственно, честно и порядочно". И добавил: "До 2008 года еще очень и очень много времени, давайте не будем моросить и суетиться". Степашин не выступал вчера перед депутатами с отчетом - это ему еще предстоит. Но некоторые цифры, оценивающие деятельность Счетной палаты, привел. На содержание палаты в 1997-2004 годах государство потратило 2 миллиарда 757 миллионов рублей. За эти годы деятельность Счетной палатой привела к возврату в государственную казну 66,7 миллиарда рублей. В 2004 году было аудиторами палаты выявлено нецелевое использование бюджетных средств на 9,1 млрд. руб. Степашин напомнил, что с 1 января 2004 года вступила в силу 208-я статья УК, которая предусматривает уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Эта статья работает на полную мощность, сказал он. Однако нецелевое расходование средств - это лишь частное следствие более общей проблемы, проблемы неэффективного расходования финансовых ресурсов государства, считает Степашин. Поэтому он пообещал, что Счетная палата, "как принципиально независимый и неполитический орган", будет предоставлять гражданам, парламенту, президенту объективную информацию о том, насколько эффективно органы исполнительной власти тратят деньги налогоплательщиков на достижение поставленных целей. Степашин посетовал, что для повышения результативности деятельности Счетной палаты не хватает закона об общих принципах организации внешнего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации. "При всем разнообразии регионов, - сказал он, - не может и не должно быть финансового контроля по-ненецки или контроля по-московски". Законодателю нужно сформулировать общие рамки, в которых должны развиваться контрольные органы регионов. По мнению Степашина, правовые пробелы и недопонимание особой природы внешнего финансового контроля подчас приводят к казусам. "Например, на днях Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, орган при министерстве финансов, заявила о том, что в этом году она планирует проверить финансово-хозяйственную деятельность Счетной палаты", - сообщил Степашин недоумевая: "Получается, что нас придут проверять те, кто сам является объектом нашего контроля. Причем придут по своей собственной инициативе вне процедуры и без согласования с парламентом". Степашин выразил сожаление, что "Счетную палату вольно или невольно пытаются ограничить узкими рамками последующего контроля". Он считает, что палата должна заниматься не только последующим, но также оперативным и предварительным контролем. И привел в пример ситуацию с заменой льгот денежными выплатами. Предварительный контроль, по мнению Степашина, может быть, и ограничил бы "свободу маневра правительства", зато позволил бы избежать социального напряжения. Степашин сообщил депутатам, что по их поручению Счетная палата уже приступила к проверке 34 регионов на предмет реализации 122 закона. Контрольное управление президента параллельно проверяет другие регионы. К марту, по словам Степашина, по итогам проверки будет сделан анализ и представлен Думе и президенту. Он также пообещал обсудить с депутатами в рамках своего ежегодного отчетного доклада и итоги проверки приватизации в России. Сергей Степашин определил десять приоритетных задач Счетной палаты на среднесрочный период, среди которых аудит эффективности на всех стадиях бюджетного процесса, антикоррупционный мониторинг правовых актов, повышение прозрачности бюджетов всех уровней, особенно муниципальных, повышение публичности и гласности в деятельности самой Счетной палаты. Депутаты дополнили этот список своими предложениями. Вице-спикер Владимир Жириновский хотел, чтобы Счетная палата проверяла политические партии и эффективность работы депутатов - пользу или вред они приносят народу своим голосованием в Госдуме. Степашин выразил готовность посчитать партийные деньги - откуда приходят и на что идут, - если Дума даст такое поручение. Предлагали проверить экономическую обоснованность тарифов ЖКХ, расследовать, кто взвинчивает цены на хлеб и другое продовольствие, кто спровоцировал панику в народе, что люди стали брать лекарства на год вперед, как когда-то запасались солью и спичками. Просили обо всех проверках информировать Думу в оперативном режиме.
И в конце концов выразили пожелание, чтобы Степашин сохранил Счетную палату как реальный контрольный орган, который бы не ограничивался констатацией факта, но и предлагал механизм решения проблем.