Российская Газета | Алексей Константинович, какой спектакль вы посылали на конкурс? Как думаете, почему оценили именно вашу работу?
Алексей Дундуков | На конкурс я отправил видеозапись спектакля «Дети Ванюшина» по пьесе Сергея Найденова. Все восемнадцать критиков после просмотра каждого из тридцати дипломных спектаклей писали письменные заключения. Потом было тайное голосование по десятибалльной системе. Если честно, я не ожидал получить главный приз. Но думаю, что предпочтение отдали воронежскому спектаклю не случайно – таким образом критики отметили русский психологический театр, школу переживания. Ведь из русской театральной школы уходит старая гвардия, которая получала систему воспитания актера из рук учеников Станиславского. В современной театральной школе происходит подмена традиционной классической школы переживания школой представления.
РГ | Как вам стало известно о победе? И кому, на ваш взгляд, вы обязаны этой премией?
Дундуков | О присуждении премии я узнал из личного письма председателя СТД Александра Калягина, который написал его мне, словно близкому другу. А обязан я ей своим соратникам и учителям. Дело в том, что в 1971 году наш театральный факультет создавали выдающиеся – профессор ГИТИСа Ольга Ивановна Старостина и доцент театрального училища имени Щукина Борис Григорьевич Кульнев. Они же создавали театральные школы во Владивостоке и Свердловске. Именно эти педагоги были последователями учеников Станиславского и Немировича-Данченко, и передавали классическую театральную школу буквально из рук в руки. Так что премия – это признание заслуг этих подвижников театральной педагогики. В целом же эта награда укрепляет авторитет воронежской актерской школы на уровне России.
РГ | Следите за судьбами своих воспитанников?
Дундуков | Конечно. Больше половины моих выпускников работают в разных театрах России и ближнего зарубежья. Выпускников нашей кафедры отличает жизненная хватка – этому мы их тоже учим. Например, выпускники, которые работают в Москве, успевают многое – с утра они снимаются в рекламе, потом бегут на репетицию, а вечером уже работают аниматорами на развлекательных мероприятиях, которые сейчас очень востребованы. Кстати, в Москве у меня была возможность встретиться со многими выпускниками, которые работают в разных столичных театрах. Конечно, при встрече мы не обсуждали спектакли, а говорили об их житье-бытье.
РГ | По какому принципу вы набираете будущих актеров?
Дундуков | С годами вырабатывается «нюх». Информацию начинаешь считывать не столько с того, как он читает, а с того, как он после этого садится и слушает других. Хотя существует целая система, известны приемы провоцирования проявления индивидуальности. И все равно между первым и третьим туром, до которого доходят единицы, не так уж много времени. Все проявляется позже – за первые два года учебы. И если после мощного прессинга выявляется безликость, ординарность, бесталанность, студент сам уходит. Актер – товар штучный. Через мои руки прошло несколько сотен учеников. Задача – чтобы они были не похожи друг на друга.
РГ | Но в целом-то вы довольны теперешними студентами?
Дундуков | Они все стараются. Пока из тридцати шести студентов начали по-настоящему вникать в смысл профессии и понимать предназначение актера немногие. Поэтому на первом году обучения педагогу нужно запасаться терпением. Раньше студенты были более самоотверженные и более сумасшедшие, что ли. Сейчас хотят и дурака повалять, и отдохнуть, и поработать. Судя по предыдущим курсам, им хватало года, чтобы увлечься работой, чтобы потом сама работа их не отпускала. Сейчас я их заставляю, а потом работа их зацепит и не отпустит: они бы рады отдохнуть, а в мыслях – отрывки, этюды, роли. Пока я не довел их до этакого актерского сумасшествия, до исступленности в ученичестве...
РГ | А с ума они не сойдут при таких требованиях?
Дундуков | Не сойдут. Вон, Евгений Миронов полежал в больнице после «Идиота» – и ничего, все нормально.
РГ | Чему вы хотите научить своих студентов?
Дундуков | Как-то подошла ко мне мама одного из выпускников и сказала: «Спасибо, что вы дали им школу. Им по двадцать лет, а они играют и перевоплощаются с такой отдачей, точно последний спектакль сыграют и умрут. Мой сын за эти четыре года повзрослел на двадцать лет…». И для меня это высшая похвала. В нравственном становлении личности и в формировании гражданской позиции помогают великие драматурги. Через спектакль и через споры о нем приходим, например, к тому, что нужно укрощать в себе зверя, а иначе не избежать эскалации зла и насилия. И чтобы сыграть это в духе театра переживаний, надо в это поверить самому. Тогда поверит и зритель.
РГ | Алексей Константинович, а на собственные театральные – не студенческие – постановки времени не остается?
Дундуков | Я хоть и закончил режиссерское отделение Щукинского училища, ставлю спектакли редко. Есть режиссерская тоска, хотя со студентами много спектаклей ставлю. И мечтал бы, чтобы все оставалось так, как есть – любимая семья, работа, которая дает возможность забывать о себе.
Справка РГ
Премия имени М. И Царева вручалась впервые. Вручение было приурочено к столетию со дня рождения этого выдающегося актера, много лет руководившего Всероссийским театральным обществом. В конкурсе участвовали театральные вузы и училища России, которые предоставили на суд жюри, состоящего из ведущих театральных критиков России, дипломные спектакли. Этой наградой впервые на общероссийском уровне отмечен труд театральных педагогов. Впредь премия лучшему театральному педагогу будет вручаться ежегодно.