По словам главы транспортного ведомства, к февралю решение о замене льгот деньгами приняли 32 субъекта Федерации, войдя в систему единых социальных проездных билетов, 20 регионов решили сохранить натуральные льготы, а 21 субъект лишь в марте планирует присоединиться к введению единых проездных. Руководство 13 субъектов находится на распутье и пока не приняло решение ни о замене льгот, ни об их сохранении. По статистике транспортников, "в 32 регионах единые социальные проездные билеты выкупили 757 тысяч россиян".
- Это очень мало - примерно около 10% из возможных покупателей, - отметил Левитин, объясняя столь низкое количество проданных единых. - Люди думают, что лучше - проехать за деньги один или два раза в неделю или купить проездной билет на месяц?
Собственно поэтому Алексей Кудрин и просчитал, что центр, видимо, выдал слишком большую сумму на покрытие издержек транспортникам. "Дополнительной возможностью льготного проезда воспользовались только 10 процентов льготников. Это показывает, что люди выбрали деньги, на 90 процентов проголосовав за предложенный вариант реформы", - пояснил главный финансист. Фактически транспортники теперь смогут просить о компенсации только на 10 процентов выкупленных билетов. "Когда мы говорим, что должны доплачивать за льготный билет в пропорции на одного льготника, выкупившего его, это значит, что меньше нужно будет дотаций", - быстро прикинул стремительно уменьшающиеся расходы Кудрин.
Между тем он напомнил, что федеральный бюджет уже выплатил по 50 рублей на каждого льготника вне зависимости от того, воспользовался он или нет правом проезда. И, продолжая обосновывать свои расчеты, заметил: "Значит, реально мы выплатили не по 50 рублей, а по 500 рублей в расчете на человека". Но плавный ход мыслей главного финансиста по снижению затрат прервал глава правительства Михаил Фрадков, пояснив, что возможна ситуация, когда льготник, выбравший деньги, а не проездной, просто не будет платить в транспорте. Поэтому и посоветовал министру не торопиться с выводами.
Впрочем, Кудрин и так понял, что несколько поспешил сократить количество тех, кто предпочтет пополнить свой кошелек, а не поменять выделенные центром деньги на проездной. Он заметил, что в дальнейшем число людей, которые воспользуются правом льготного проезда, скорее всего, будет увеличиваться по мере проведения разъяснительной работы. "Но это увеличение не будет многократным - максимум в два раза", - сказал глава минфина.
- Нужен постоянный мониторинг по этому вопросу, - сделал вывод Фрадков.
Губернатор Московской области Борис Громов, приглашенный на совещание, не исключил, что с наступлением весны столичные льготники могут столкнуться с проблемой проезда в областном транспорте. "К тому времени эта проблема станет более понятной москвичам. С наступлением тепла более 3,5 миллиона человек ринутся в область", - предупредил Громов членов кабинета министров. Поэтому он предложил выработать "более четко согласованную позицию", учитывая, что в течение последних 14 лет льготники Москвы и Московской области пользовались бесплатным проездом. По его мнению, наилучшим решением - как для города, так и для области - станет единый социальный проездной билет, который должен прийти на смену временному соглашению по организации проезда льготников, недавно заключенному администрациями Москвы и Московской области. Напоследок Громов "порадовал" жителей Подмосковья тем, что по примеру Москвы в области будут устанавливать турникеты в общественном транспорте.
Но если транспортную проблему за последнее время правительству более или менее удалось разрешить, то ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве по-прежнему остается сложной. С начала года среднее повышение тарифов на услуги ЖКХ составило 23,3%, или 152 рубля на одного человека, сообщил глава минрегиона Владимир Яковлев. Чтобы и члены кабинета министров узнали, что же подорожало больше всего, Яковлев назвал лидерами повышения тарифы на отопление (36%, или 64 рубля) и горячую воду (25,2%, или 47,6 рубля). Но, как оказалось, не во всех регионах услуги ЖКХ дорожали. Например, в Ненецком автономном округе тарифы снизились на 5,4%. Подобную неравномерность министр объяснил проведением выборов в этом регионе.
- Мы обеспокоены ситуацией в субъектах, но драматизировать ее не следует, - успокоил Яковлев.
Однако присутствующие губернаторы практически в один голос жаловались на растущие тарифы. В ответ министр предложил провести аудит организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а также проверить обоснованность роста тарифов там, где превышен 30-процентный порог. Он также предложил реструктуризировать задолженность предприятий ЖКХ при условии ненакапливания ими новых долгов.
Несмотря на известную прижимистость главного финансиста, он все же решил дать шанс исправиться должникам. Кудрин согласился пересмотреть задолженность жилищно-коммунальных предприятий и общественного транспорта. Но тут же оговорился, что "реструктуризация может быть достаточно льготной, но она не может быть "абсолютно нулевой". "Нельзя, чтобы добросовестные плательщики оказались в несправедливой ситуации", - заметил министр финансов.
- В реструктуризации есть тонкий вопрос. Она должна проходить один раз - последний, - жестко отрезал Кудрин, заметив, что иначе предприятия и дальше будут накапливать задолженность по налоговым платежам.