Росфиннадзор проверит исполнение валютного законодательства

Планируется, что в 2005 году Росфиннадзор проведет проверки по соблюдению актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предприятиями ряда отраслей. В первую очередь, считают в минфине, необходимо проверить предприятия нефтеперерабатывающей и нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии. Другими словами, основных поставщиков сырья на экспорт.

Вслед за основными экспортерами проверкам подвергнутся отрасли лесопромышленного, оборонного и машиностроительного комплексов. Не останутся без внимания и предприятия, которые осуществляют транспортные перевозки, услуги связи. К слову сказать, многого можно недосчитаться как по товарам, так и по налогам именно при перевозках продукции, которая на поверку оказывается лжеэкспортом. Не одно государственное учреждение билось над проблемой, как на просторах нашей родины исчезали в неизвестном направлении не то что вагоны, а целые составы с экспортной, да и другой продукцией. Теперь этой же целью задалась новая служба - Росфиннадзор.

Следующими в очередь на проверку стоят предприятия, созданные на основе или с участием иностранного капитала. К ним также всегда было много вопросов, особенно со стороны органов валютного контроля, а вслед за ними и Федеральной службы по финансовому мониторингу. В первую очередь именно эти предприятия, пользуясь услугами российских кредитных организаций, выводят или же попросту не удосуживаются ввозить обратно капиталы в страну. Вполне вероятно, что новой службе удастся навести порядок и в этой сфере. На орехи достанется всем, так как проверят финансово-хозяйственную деятельность Счетной палаты за 2003-2004 годы, Пенсионного фонда и его региональных отделений за 2004 год. А под конец новая служба обещает добраться и до министерства иностранных дел, минэкономразвития, а также проверить использование находящейся за рубежом федеральной собственности, подведомственной управлению делами президента, Федеральную таможенную службу, министерство юстиции, а также Генпрокуратуру.

Отметим, что ведомство, хотя и новое по названию, имеет достаточный опыт работы по отслеживанию правильности расходования бюджетных средств, являясь бывшим казначейством. Преобразование и вынесение его фактически в отдельную структуру произошло в ходе административной и бюджетной реформ. В частности, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2004 года "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с образованием Федерального казначейства", необходимо разделить "между вновь созданными федеральной службой Федерального казначейства и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора функций и полномочий, которые ранее были закреплены за Министерством финансов РФ". Другими словами, число проверяющих на отдельно взятую единицу чиновников становится больше. Поможет ли это? Пока ответить трудно.

К слову, увеличение количества проверяющих органов связано и с интересами иностранных инвесторов, деньги которых необходимы российской экономике. Помимо несовершенства налогового законодательства и не совсем стабильной политической обстановки пугает консервативных инвесторов и число российских коррупционеров. И ныне тема борьбы с коррупцией провозглашена в России на высшем государственном уровне. А ведь от многих вышеперечисленных ведомств сильно зависит бизнес, так как бюджетные деньги могут быть потрачены и на реализацию каких-либо проектов с участием того же бизнеса. И в этом вопросе контроль за огромными бюджетными потоками необходим.