На что потратить деньги Стабфонда?

С одной стороны, конечно, доверить сумму, превышающую 20 миллиардов долларов, можно далеко не каждому, поэтому инвестиционный портфель, определенный так мучительно долго, будет выглядеть сверхконсервативно и не принесет особой прибыли. А вот с другой - хранение денег в ЦБ в условиях довольно высокой прошлогодней инфляции явно "отгрызло" от Стабфонда приличный кусок, может быть, даже и сопоставимый с предполагаемыми отчислениями из него в Пенсионный фонд РФ. И в этом смысле предложение Сергея Степашина, сделанное при его утверждении на пост председателя Счетной палаты, принять специальный закон о Стабилизационном фонде кажется весьма своевременным.

Сегодня государственная заначка формируется за счет нефтяного бума - в нее поступают налоги от продажи нефти по цене выше 20 долларов за баррель и экспортная пошлина с тех же нефтяников. Учитывая, что большинство стабилизационных фондов в мире существуют в "сырьевых экономиках", чиновники минфина не видят ничего зазорного в том, чтобы и мы извлекали пользу из своего нехитрого экспорта. Они предлагают, в частности, направлять в Стабфонд экспортные пошлины на нефтепродукты, а также сверхприбыль газовиков и производителей цветных металлов.

До конца месяца деньги Стабилизационного фонда будут инвестированы в зарубежные ценные бумаги

Вторая проблема: как управлять фондом. Куда вложить, вроде бы уже решено. Но и тут финансисты считают, что очень жесткие рамки (три валюты - доллар, евро и фунт, только государственные ценные бумаги и пр.) не дадут отдачи, и огромные суммы не будут работать. Прорабатываются варианты использования и других мировых валют (иена, швейцарский франк) и возможность расширения перечня ценных бумаг, более прибыльных. Но вот здесь-то возникает и еще одна проблема - а кто будет определять, куда вложить деньги, как сочетать риск и надежность? Пока этим вроде бы должен заниматься один из департаментов минфина, хотя, как мрачно пошутили сами чиновники, не слишком ли большая нагрузка для человека с зарплатой в 300 долларов управлять хозяйством из 20 миллиардов долларов. Было, правда, на днях предложение "большой четверки" наших российских инвестиционных фондов взять в управление и деньги Стабфонда. Но понимания оно не встретило, назвали это "пиарным ходом".

Ну а самая большая (и больная!) проблема - куда же эти деньги тратить. Правда, предусмотрительный Кудрин в свое время отстоял право вообще не тратить 500 миллиардов рублей без какого-либо форсмажорного обстоятельства типа дефолта или всеобщих природных катаклизмов. Однако сегодня появились и деньги "сверх того", что вызвало небывалый спрос на них практически у всех - министров, губернаторов, бизнеса.

Первая трата - более 90 миллиардов рублей - была произведена в январе, досрочно погашен долг Международному валютному фонду. Финансисты преследовали при этом две цели: подтвердить репутацию первоклассного заемщика и немножко заработать. Заработали, по прикидкам министерства, миллионов 250 долларов за счет того, что не нужно платить проценты. Если бы такая сделка состоялась и с Парижским клубом, то можно было бы в этом году сэкономить еще миллионов 700-800 долларов. Но как раз из-за того, что мы оказались действительно первоклассными заемщиками, нам не дали никаких скидок за досрочную расплату (обычно полагается дисконт от 15 процентов и более), так что выгода пока повисла в воздухе.

Зато теперь у Кудрина и его команды появился аргумент - они готовы давать деньги в реальную экономику, министерствам, если предлагаемые проекты дадут не меньше, чем погашение долгов (7-8 процентов прибыли в год). И даже обозначили цифру - 70 миллиардов на это благое дело. Содержание присланных предложений, как рассказывал один из минфиновских начальников, очень смахивало на письма детей Деду Морозу - губернаторы просили на развитие территорий, минкультуры - на создание перечня культурных ценностей России, минздравсоцразвития - на строительство клиник и медицинских центров.

И вот здесь против такого распределения денег выступили уже не только финансисты, но и представители других ведомств экономического блока. Они единодушны в том, что не было никакого смысла выделять Стабфонд из бюджета, если деньги из него пойдут на текущие и прежде всего социальные нужды. А учитывая, что для этого надо увеличивать доходы бюджета, предложили поделиться: повысить так называемую "цену отсечения", то есть брать не то, что выше 20 долларов за баррель, а с 21 или даже 21,5 доллара. Это небольшое "повышение планки" даст бюджету 60-70 миллиардов рублей в год. Как посчитал Алексей Кудрин, это равно увеличению зарплаты бюджетников примерно на 15 процентов.

Отсутствие реальных проектов отнюдь не уменьшает претензий бизнеса на средства Стабфонда. Бизнесмены хотели бы снижения налогов, в первую очередь НДС до 13 процентов, а брешь в бюджете закрыли бы деньги из Стабфонда.

Кстати, уменьшение единого социального налога привело пока к одному явному результату - сокращению поступлений в Пенсионный и страховые фонды, которое теперь и будет покрываться из фонда Стабилизационного. Возможно, именно это и послужило основой для предложения бизнеса. Если, мол, пенсионерам выделят столько, сколько нам дали за счет снижения ЕСН, то почему бы нам не получить еще и сокращенный НДС.

И вот здесь совершенно уместно привести еще одно мнение научного руководителя экспертной экономической группы Евсея Гурвича - он считает, что совершенно бесполезно вести какие-то дискуссии вокруг Стабфонда вне рассмотрения бюджетной политики государства вообще. Именно эта политика должна была определить приоритеты государственных расходов и доходов. Вот тогда и роль фонда будет определена более точно, а не сводиться, как сейчас, к многочисленным ипостасям спасителя социальных программ, финансового организатора сотрудничества бизнеса и государства, стабилизатора финансов и даже имиджмейкера России на мировой арене.

Досье "РГ"

Объем Стабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2005 года составил 522,3 млрд. рублей. В январе в фонд поступили из бюджета "свободные остатки" - 218,4 млрд. рублей. 31 января 2005 года из фонда перечислено 93,5 млрд. рублей для погашения государственного внешнего долга.

Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2005 года объем Стабилизационного фонда составил 647,2 млрд. рублей.