Напомним, что первое чтение уже прошел законопроект о налоге на недвижимость, налоговая база которого будет приближена к рыночной стоимости. Однако какова будет дальнейшая судьба этого документа - неясно. Хотя остальные законы из жилищного пакета были приняты еще в прошлом году, закон о налоге на недвижимость пока не дошел даже до второго чтения, вызвав серьезные возражения депутатов. Отметим, что переход на взимание налога по рыночной стоимости, а не по оценке БТИ, как сейчас, означает значительное увеличение размера налога, даже при условии, что его ставка будет снижена. По словам Грефа, этот вопрос очень чувствительный и при его решении важно не затронуть интересы малообеспеченных граждан, а с владельцев дорогой недвижимости изъять соответствующий уровень налогов.
Реформа имущественных налогов, о которой говорил Герман Греф, наряду с некоторыми другими завершает работу над Налоговым кодексом. По мнению экспертов, окончательное принятие этого документа подведет своего рода черту под налоговой реформой.
Сам факт принятия кодекса станет признанием того, что отныне налогоплательщики действуют в рамках четко очерченного законодательного поля, которого ранее не существовало или оно было неполным. Принятие Налогового кодекса продолжалось семь лет и стало переходным периодом от хаоса к регулированию налоговых вопросов на уровне законов. Завершающим штрихом могла бы стать налоговая амнистия, которая в этой ситуации кажется весьма логичной. Однако ее проведение под большим вопросом: сейчас большинство законодательных инициатив исходит из правительства, а чиновники эту идею не поддерживают.
Другие предложения, не менее радикальные, имеют больше шансов на реализацию. Наиболее острым до сих пор остается вопрос снижения НДС. Ранее планировалось снизить ставку налога до 15 процентов с нынешних 18, одновременно отменив льготы по этому налогу. Но появилась более радикальная идея: некоторые чиновники и экономисты считают целесообразным снизить налог до 13 процентов, компенсировав выпадающие доходы (по оценке сотрудников аппарата правительства, это около 316-318 миллиардов рублей в год) за счет нефтяных доходов. Это предложение вызывает ожесточенное сопротивление минфина, у которого есть свои идеи по поводу правильного использования средств Стабилизационного фонда. По словам министра финансов Алексея Кудрина, эти предложения подразумевают, что у нас будут высокие цены на нефть, "предсказать которые может только бог". Снижение НДС вызовет уменьшение доходов бюджета, которое постоянно придется перекрывать за счет высоких цен на нефть. Это серьезно увеличивает риски. В случае если подешевеют углеводороды, создастся дефицит бюджета. Кроме того, "если в предыдущие четыре года мы большую часть средств направляли на снижение налогов, то сейчас нам можно идти на умеренное снижение налогов и улучшение положения бюджетной сферы и ключевых ее отраслей", считает министр. Между тем сторонники снижения налога обращают внимание на то, что высокая ставка НДС остается препятствием на пути экономического роста. Какая точка зрения возобладает, пока не ясно. Очевидно одно: борьба вокруг НДС будет ожесточенной. Это связано с ролью, которую играет этот налог. В структуре доходов федерального бюджета в январе - ноябре 2004 года поступления НДС составили 1 триллион 23 миллиарда рублей - больше, чем все остальные. Для сравнения: по налогу на прибыль за этот же период в бюджет поступило на порядок меньше, всего 187,2 миллиарда рублей.
Возможны изменения и по другому важному налогу - единому социальному. Депутаты хотят вернуть прежнюю систему, когда вместо одного налога предприятие выплачивало взносы в три бюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. По мнению депутатов, эксперимент с введением ЕСН провалился. Несмотря на снижение в прошлом году налога с 35,6 до 26 процентов "серые" зарплаты из тени не вышли. Не упростилась и бухгалтерская отчетность. Так что, возможно, лучше вернуться к ранее существовавшей системе, когда вместо ЕСН работодатели платили отдельные взносы в каждый внебюджетный фонд.
Внести изменения в Налоговый кодекс предложил вице-премьер Александр Жуков. Они касаются налоговых проверок. В частности, вице-премьер считает необходимым, чтобы возражения и жалобы налогоплательщиков рассматривались в спецподразделениях, созданных в налоговых учреждениях разных уровней. По особо крупным налогоплательщикам предлагается в предварительном порядке предусмотреть процедуру рассмотрения этих претензий вышестоящими налоговыми инстанциями. Это позволит избежать лишних разбирательств там, где может быть достигнуто взаимопонимание между налоговыми органами и налогоплательщиками. Также Александр Жуков считает нужным четко определить перечень документов, которые требуются при проведении камеральной проверки, и ограничить сроки выездных проверок. Эти меры получили одобрение президента, и минфин уже работает над их реализацией. Об этом сообщил министр финансов Алексей Кудрин. Еще одна новость - война с трансфертными ценами будет отложена. По крайней мере за счет внесения поправок в Налоговый кодекс. Напомним, что были подготовлены новые редакции 20 и 40 статей НК, которые давали налоговикам возможность доначислять налоги по сделкам внутри холдингов исходя из рыночных цен. На прошлой неделе появилась информация, что правительство вернуло поправки разработчикам.