Изобретена новая система дальнего света

То, что такая система необходима, очевидно всякому, кто хоть раз ехал ночью по дороге с двусторонним движением. Увы, далеко не все водители настолько галантны, чтобы вовремя переключаться с дальнего на ближний свет, и яркий сноп их лучей ослепляет на миг встречного автомобилиста. А за этот миг может поизойти все, что угодно - ситуации на дорогах возникают мгновенно. И никакого общедоступного решения этой жгучей проблемы пока не было найдено. Всякого рода технологические изыски вроде систем ночного видения на основе инфракрасного излучения для рядовых автомобилей - непозволительная роскошь.

Система, которую Александр Половинкин соорудил у себя дома, буквально на коленке, приобретя все необходимые комплектующие в обычных магазинах, доступна любому. Принцип действия ее парадоксален: чтобы водитель хорошо видел ночную дорогу, изобретатель предложил... затемнить лобовое стекло. Но, конечно, не так просто и не навсегда. А на точно отмеренные мгновения.

Система состоит из следующих компонентов. Основа - это обычные газоразрядные ксеноновые фары. Электронный блок, который эти фары, говоря упрощенно, включает и выключает. Оптический экран на основе жидкокристаллического затвора на лобовом стекле, прозрачность которого можно регулировать путем подачи электрического сигнала. И наконец, самое главное - электронный мозг системы, который управляет ее действиями и следит за тем, чтобы все компоненты действовали синхронно.

Как все это работает? Электронный блок подает на фары электроимпульс. Газоразрядные фары, которые светят не постоянно, а тоже импульсами, вспыхивают и освещают дорогу. Одновременно блок управления "открывает" оптический экран, то есть подает на него сигнал, от которого материал экрана становится прозрачным. В это мгновение водитель прекрасно видит дорогу. Но уже через долю секунды фары гаснут, а экран становится почти непрозрачным - темнеет более чем в 50 раз.

Одно из свойств нашего глаза - он в течение нескольких мгновений еще удерживает в зрительной памяти "картинку", которая уже исчезла. На этом все и построено. Частота световых импульсов такова, что человек воспринимает световой поток как непрерывный. Это похоже на мультфильм, в котором мелькающие на экране кадры-картинки создают иллюзию движения нарисованных персонажей.

В результате часть времени темный экран защищает глаза водителя от света встречных фар, хотя сам водитель воспринимает дорогу как ярко освещенную. Правда, возникает вопрос: а что будет, если мгновения "открытого" экрана у водителей на встречных полосах совпадут? Если световой импульс у систем этих машин сработает одномоментно?

Оказывается, эта возможность предусмотрена. И чтобы такого не случилось, введена специальная программа, которая все время меняет интервалы между импульсами, выбирая их методом случайных чисел. Но, разумеется, так, чтобы средняя частота импульсов была больше чем частота, при которой работает зрительный эффект непрерывности движения. Так что вероятность того, что фары одной машины вспыхнут в тот самый момент, когда будет "открыт" экран у другой, ничтожно мала.

Наконец, есть у системы еще одно преимущество перед обычным непрерывным освещением дороги. Ксеноновые лампы светят втрое ярче, чем обычные галогеновые, а их свет по спектральным характеристикам близок к дневному. Значит, водителю будет легче оценить дорожную ситуацию, да и увидеть, что происходит на дороге и ее обочинах, он сможет на значительно большем расстоянии.

Вот такой замечательный подарок автомобилистам приготовил димитровградский изобретатель. Когда же она появится в магазинах? На этот вопрос Александр Половинкин ответил так:

- При благоприятных условиях уже через два-три года мы сможем выпустить первые промышленные экземпляры.